114 фотографий Вильяма Каррика из серии снимков «Русские типы»
Вильям Каррик (1827–1878) — один из первых российских фотографов и пионеров жанровой и этнографической фотографии. Родился в Эдинбурге, Шотландец по происхождению. Стал известен как мастер портретной и документальной фотографии, создавая образы, которые запечатлевали быт, традиции и повседневную жизнь разных слоёв российского общества.
Каррик путешествовал по России, фотографируя крестьян, торговцев, ремесленников и представителей различных народностей. Его работы отличались высоким художественным мастерством и качеством съёмки. Фотографии Каррика — ценный документ эпохи, отражающий культуру, костюмы и быт России XIX века.
Биография Вильяма Каррика
Вильям Каррик родился 31 декабря 1827 года в Эдинбурге, Шотландия. Ещё в младенчестве семья Каррика переехала в Россию, сначала обосновавшись в Кронштадте. Эндрю Каррик, отец Вильяма, занимался лесоторговым делом, и Кронштадт, как важный морской порт, был удобным для этого местом. Спустя шестнадцать лет, в 1844 году, семья переезжает в Санкт-Петербург, где Каррик поступает в Академию художеств и начинает изучать архитектуру.
В Академии Каррик обучался под руководством Александра Брюллова, старшего брата известного русского живописца Карла Брюллова. Там он приобретает знания и навыки, которые позже повлияют на его работу с фотографией. Во время обучения он больше тяготеет к живописи и уверенно осваивает законы композиции, светотени, перспективы и пропорций. Эти принципы будут помогать ему при съёмке, где он тщательно выстраивал кадр, учитывая визуальную эстетику, что особенно заметно в его постановочных портретах.
Обучение в Академии также позволило Каррику установить связи с представителями художественного и научного круга, что сыграло важную роль в его карьере. Закончив учиться в Академии художеств, он получает звание «неклассного художника с правом производить строения», а затем, в 1853 году, едет продолжать обучение в Рим. В это же время бизнес отца Вильяма Каррика сильно страдает из-за начала Крымской войны. Он терпит убытки из-за нарушения работы торговых портов и сталкивается с экономическими последствиями войны.
В 1857 году Каррик отправляется на родину в Эдинбург, где начинает осваивать новое для себя искусство — фотографию. Именно в Шотландии Каррик обучается её основам. На этом этапе он знакомится с фототехником Джоном Мак-Грегором и вместе с ним в том же году возвращается в Санкт-Петербург, где в доме № 19 на Малой Морской улице открывает фотоателье.
Открыв своё дело, Каррик поначалу не получает много клиентов. Фотография была новой технологией, но при этом уже существовала сильная конкуренция.
«Ты не должен удивляться тому, как мало они заработали с тех пор, как начали. Во-первых, это новый бизнес. Во-вторых, здесь, и на Невском начали работать около дюжины других новых фотографов. Мы должны дождаться лучших времён и быть благодарными за то, что, по крайней мере, есть достаточно, чтобы заплатить Макгрегору за работу».
Джесси Каррик, мать Вильяма Каррика, в письме своему младшему сыну
Когда клиентов в фотоателье не хватало, Каррик выходил на улицы Петербурга в поисках сюжетов для съёмки. Он быстро понял, что повседневная жизнь простых людей — уникальный материал для фотографии, который мало кто до него стремился запечатлеть.
Каррик стал первым фотографом в России, который с большим мастерством документировал сцены из жизни обычных людей. Эти снимки привлекли внимание как местной, так и иностранной публики, поскольку они передавали настоящую атмосферу и реалии России XIX века.
Вскоре слухи о работе Каррика дошли до великого князя Николая Александровича, наследника российского престола, который решил заказать у него фотопортрет. Оставшись довольным результатом, он в знак благодарности подарил Каррику кольцо с бриллиантом.
Начиная с 1865 года Каррик также начинает сотрудничать с русскими живописцами. В этот период фотография становится востребованным инструментом для художников. Каррик фотографирует их картины и создаёт высококачественные отпечатки. Таким образом, художники получали репродукции своих произведений, которые можно было использовать для популяризации их творчества. Позднее, уже после смерти Каррика, эти работы были напечатаны в книге «Альбом русских художников».
Одним из известных художников, с которыми работал Каррик, был Иван Крамской, лидер Санкт-Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Также Каррик снимал работы Виктора Васнецова и Николая Ге.
Фотографии Вильяма Каррика
Самой известной и значимой серией фотографий Каррика стал фотопроект «Русские типы». Это этнографическая коллекция портретов и эпизодов из жизни различных слоёв населения Российской империи. Каррик и его помощник фотографировали городские типажи Петербурга: торговцев, извозчиков, музыкантов, ремесленников.
Однако фотографы не ограничивались работой только в Санкт-Петербурге и активно путешествовали по русской глубинке, чтобы запечатлеть сельскую жизнь. Несколько раз Каррик выезжал в Симбирскую губернию (современная Ульяновская область). Его особенно привлекали сцены деревенского быта, которые он считал важными для изучения русской культуры.
Съёмки проводились в самых разных местах: на рынках, в деревнях, возле крестьянских изб, на полях. Каррик стремился отобразить своих героев естественно. При этом он часто создавал постановочные сцены, но всегда с учётом реалистичных деталей.
Заключение
Вильям Каррик был не только новатором, но и гуманистом, что отразилось в его внимательном отношении к своим героям. Его фотографии рассказывают об обычной жизни с искренностью и теплотой, которую высоко ценили его современники. На русский манер Каррика называли Василием Андреевичем, что говорило о том, как глубоко он был интегрирован в русскую культуру. Снимки Каррика стали визуальной летописью России, вдохновляя как современников, так и будущие поколения.
Сохранение и популяризация наследия Вильяма Каррика стали возможны благодаря усилиям его внучатой племянницы Фелисити Эшби, которая обнаружила коллекцию фотографий Каррика в семейных архивах уже в XX веке. Если бы не её находка и заинтересованность, то часть фотографического наследия Каррика могла бы быть просто утрачена или оставаться неизвестной широкой публике.
Фелисити была настолько увлечена работами своего дяди, что выучила русский язык и отправилась в СССР. Она стремилась изучить жизнь и творчество Каррика и наладить контакты с советскими архивами, которые могли найти другие его снимки.