Вильям Каррик (1827–1878) — один из первых российских фотографов и пионеров жанровой и этнографической фотографии. Родился в Эдинбурге, Шотландец по происхождению. Стал известен как мастер портретной и документальной фотографии, создавая образы, которые запечатлевали быт, традиции и повседневную жизнь разных слоёв российского общества.

Каррик путешествовал по России, фотографируя крестьян, торговцев, ремесленников и представителей различных народностей. Его работы отличались высоким художественным мастерством и качеством съёмки. Фотографии Каррика — ценный документ эпохи, отражающий культуру, костюмы и быт России XIX века.

Биография Вильяма Каррика

Вильям Каррик родился 31 декабря 1827 года в Эдинбурге, Шотландия. Ещё в младенчестве семья Каррика переехала в Россию, сначала обосновавшись в Кронштадте. Эндрю Каррик, отец Вильяма, занимался лесоторговым делом, и Кронштадт, как важный морской порт, был удобным для этого местом. Спустя шестнадцать лет, в 1844 году, семья переезжает в Санкт-Петербург, где Каррик поступает в Академию художеств и начинает изучать архитектуру.

Портрет Вильяма Каррика
Фотопортрет Вильяма Каррика

В Академии Каррик обучался под руководством Александра Брюллова, старшего брата известного русского живописца Карла Брюллова. Там он приобретает знания и навыки, которые позже повлияют на его работу с фотографией. Во время обучения он больше тяготеет к живописи и уверенно осваивает законы композиции, светотени, перспективы и пропорций. Эти принципы будут помогать ему при съёмке, где он тщательно выстраивал кадр, учитывая визуальную эстетику, что особенно заметно в его постановочных портретах.

Обучение в Академии также позволило Каррику установить связи с представителями художественного и научного круга, что сыграло важную роль в его карьере. Закончив учиться в Академии художеств, он получает звание «неклассного художника с правом производить строения», а затем, в 1853 году, едет продолжать обучение в Рим. В это же время бизнес отца Вильяма Каррика сильно страдает из-за начала Крымской войны. Он терпит убытки из-за нарушения работы торговых портов и сталкивается с экономическими последствиями войны.

Вильям Каррик, его мать, брат и сестра
Вильям Каррик со своей матерью, братом Джорджем и сестрой Джесси

В 1857 году Каррик отправляется на родину в Эдинбург, где начинает осваивать новое для себя искусство — фотографию. Именно в Шотландии Каррик обучается её основам. На этом этапе он знакомится с фототехником Джоном Мак-Грегором и вместе с ним в том же году возвращается в Санкт-Петербург, где в доме № 19 на Малой Морской улице открывает фотоателье.

Портрет Джона Макгрегора ассистента Каррика
Портрет Джона Мак-Грегора, ассистента Каррика

Открыв своё дело, Каррик поначалу не получает много клиентов. Фотография была новой технологией, но при этом уже существовала сильная конкуренция.

«Ты не должен удивляться тому, как мало они заработали с тех пор, как начали. Во-первых, это новый бизнес. Во-вторых, здесь, и на Невском начали работать около дюжины других новых фотографов. Мы должны дождаться лучших времён и быть благодарными за то, что, по крайней мере, есть достаточно, чтобы заплатить Макгрегору за работу».

Джесси Каррик, мать Вильяма Каррика, в письме своему младшему сыну

Когда клиентов в фотоателье не хватало, Каррик выходил на улицы Петербурга в поисках сюжетов для съёмки. Он быстро понял, что повседневная жизнь простых людей — уникальный материал для фотографии, который мало кто до него стремился запечатлеть.

Каррик стал первым фотографом в России, который с большим мастерством документировал сцены из жизни обычных людей. Эти снимки привлекли внимание как местной, так и иностранной публики, поскольку они передавали настоящую атмосферу и реалии России XIX века.

Вскоре слухи о работе Каррика дошли до великого князя Николая Александровича, наследника российского престола, который решил заказать у него фотопортрет. Оставшись довольным результатом, он в знак благодарности подарил Каррику кольцо с бриллиантом.

Начиная с 1865 года Каррик также начинает сотрудничать с русскими живописцами. В этот период фотография становится востребованным инструментом для художников. Каррик фотографирует их картины и создаёт высококачественные отпечатки. Таким образом, художники получали репродукции своих произведений, которые можно было использовать для популяризации их творчества. Позднее, уже после смерти Каррика, эти работы были напечатаны в книге «Альбом русских художников».

Обложка Альбом русских художников Каррик
Обложка «Альбома русских художников»

Одним из известных художников, с которыми работал Каррик, был Иван Крамской, лидер Санкт-Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Также Каррик снимал работы Виктора Васнецова и Николая Ге.

Фотография картины «Христос в пустыне», Ивана Крамского
«Христос в пустыне», Иван Крамской
Фотография картины «Чаепитие в трактире», Виктора Васнецова
«Чаепитие в трактире», Виктор Васнецов
Фотография картины «Пушкин в селе Михайловском», Николай Ге
«Пушкин в селе Михайловском», Николай Ге

Фотографии Вильяма Каррика

Самой известной и значимой серией фотографий Каррика стал фотопроект «Русские типы». Это этнографическая коллекция портретов и эпизодов из жизни различных слоёв населения Российской империи. Каррик и его помощник фотографировали городские типажи Петербурга: торговцев, извозчиков, музыкантов, ремесленников.

Однако фотографы не ограничивались работой только в Санкт-Петербурге и активно путешествовали по русской глубинке, чтобы запечатлеть сельскую жизнь. Несколько раз Каррик выезжал в Симбирскую губернию (современная Ульяновская область). Его особенно привлекали сцены деревенского быта, которые он считал важными для изучения русской культуры.

Съёмки проводились в самых разных местах: на рынках, в деревнях, возле крестьянских изб, на полях. Каррик стремился отобразить своих героев естественно. При этом он часто создавал постановочные сцены, но всегда с учётом реалистичных деталей.

Мужчина в кожаных перчатках и лаптях
Крестьянин
Фото Каррика государственного служащего
Государственный служащий
Жена русского купца
Жена русского купца
Кучер или извозчик
Кучер
Извозчик около фотоателье Каррика на Морской улице в Петербурге
Извозчик около фотоателье Каррика на Морской улице в Петербурге
Молодой кучер
Молодой кучер
Двое мужчин за самоваром
Двое мужчин за самоваром
Старообрядка из Санкт-Петербурга
Старообрядка из Санкт-Петербурга
Старообрядец с книгой в руках
Старообрядец с книгой в руках
Пожилой мужчина с подвесным крестом
Пожилой мужчина с подвесным крестом
Русский крестьянин за трапезой
Русский крестьянин за трапезой
Русская православная монахиня
Русская православная монахиня
Балалаечник
Балалаечник
Церковный староста
Церковный староста
Дровосек на снимке Каррика
Дровосек
Дровосек с чубуком в руках
Дровосек с чубуком в руках
Дровосек, сидящий на связке дров
Дровосек, сидящий на связке дров
Двое крестьян Каррик
Двое крестьян
Двое мужчин каменщиков
Двое мужчин каменщиков
Половые
							из трактира
Половые из трактира
Дворник на фотографии Вильяма Каррика
Дворник
Галантерейщик на фото Каррика
Галантерейщик
Галантерейщик
Улыбающийся галантерейщик
Извозчик на фотографии Вильяма Каррика
Извозчик
Каменщик на фото Каррика
Каменщик за работой
Каменщик, переносящий кирпичи
Каменщик, переносящий кирпичи
Кавказский казак
Кавказский казак
Крестьянин в тулупе и валенках рядом с самоваром
Крестьянин в тулупе и валенках рядом с самоваром
Ломовой извозчик
Ломовой извозчик
Крестьянин в тулупе и меховой шапке
Крестьянин в тулупе и меховой шапке
Мальчик, торгующий мебелью
Мальчик, торгующий мебелью
Мальчики, продающие спички
Мальчики, продающие спички
Мужчина на тележке с дровами
Мужчина на тележке с дровами
Мужчина с коромыслом и вёдрами
Мужчина с коромыслом и вёдрами
Торговец с весами и ребёнок
Торговец с весами и ребёнок
Мужчина со связкой дров
Мужчина с дровами
Мясник, разделывающий мясо Каррик
Мясник, разделывающий мясо
Околоточный надзиратель
Околоточный надзиратель
Паломник
Паломник
Петербургские уличные музыканты
Петербургские уличные музыканты
Почтальон с письмом в руке
Почтальон с письмом в руке
Продавец бубликов
Продавец бубликов
Продавец хлеба
Продавец хлеба
Продавец инструментов
Продавец инструментов
Продавец калачей с ручкой
Продавец калачей с ручкой
Продавец кваса
Продавец кваса
Продавец небольших корзинок
Продавец небольших корзинок
Продавец одежды и мехов
Продавец одежды и мехов
Продавец овощей
Продавец овощей
Продавец овощей
Продавец пирогов и булок
Продавец пирогов с подносом
Торговец пирогами с подносом
Продавец птицы
Продавец птицы
Продавец счётов
Продавец счётов
Продавец сит
Продавец сит
Продавец яблок
Продавец яблок
Продавщица корзин
Продавщица корзин
Ребёнок, продающий корзины
Ребёнок, продающий корзины
Русский православный священник
Русский православный священник
Солдат кавказского казачьего полка
Солдат кавказского казачьего полка
Староверка, держащая молитвенник в руках
Староверка, держащая молитвенник в руках
Стекольщик с оконной рамой и меркой в руках
Стекольщик с оконной рамой и меркой в руках
Точильщик ножей
Точильщик ножей
Торговец фруктами
Торговец фруктами
Торговец рыбой
Торговец рыбой
Трактирный половой
Трактирный половой
Трубочист на фото Каррика
Трубочист
Трубочист с метлой и фонарём
Трубочист с метлой и фонарём
Уличный торговец
Уличный торговец
Юноша, чинящий циновку
Юноша, чинящий циновку
Мальчики с подставкой на которой лежат ножи, ножницы и крючки
Мальчики с подставкой, на которой лежат ножи, ножницы и крючки
Женщина, продающая веники
Женщина, продающая веники
Торговцы у входа в фруктовую лавку
Торговцы у входа фруктовой лавки
Торговец галантерейными товарами
Торговец галантерейными товарами
Торговки фруктами
Торговки фруктами
Прачка на снимке Вильяма Каррика
Прачка
Кучер на санях зимой
Кучер, сидящий на санях зимой
Кучер на бричке
Кучер на бричке
Группа мужчин и женщин, сидящих на повозке на фоне сельского дома
Группа мужчин и женщин, сидящих на повозке на фоне сельского дома
Четверо мужчин и ребёнок на санях
Четверо мужчин и ребёнок на санях
Мужчина, идущий вдоль деревенской дороги
Мужчина, идущий вдоль деревенской дороги
Мальчик, взбирающийся по лестнице на крышу
Мальчик, взбирающийся по лестнице на крышу
Крестьянские дети около стога сена
Крестьянские дети около стога сена
Крестьяне в поле за трапезой
Крестьяне в поле за трапезой
Двое на лошадях
Двое на лошадях
Бурлаки, река Волга
Бурлаки, река Волга
Три крестьянина на крыльце дома
Три крестьянина на крыльце дома
Старый крестьянин, сидящий на деревянной скамье
Старый крестьянин, сидящий на деревянной скамье
Русский паломник
Русский паломник
Продавщица тканей
Продавщица тканей
Мужчина в тюрбане
Мужчина в тюрбане
Мальчик, выбирающий яблоко
Мальчик, выбирающий яблоко
Крестьянин с лопатой
Крестьянин с лопатой
Крестьянин на полевой дороге с корзиной
Крестьянин на полевой дороге с корзиной
Крестьянин и крестьянка
Крестьянин и крестьянка
Две женщины и мужчина на телеге
Две женщины и мужчина на телеге
Девушка с коромыслом
Девушка с коромыслом
Юноша с бубликами
Юноша с бубликами
Пожилой мужчина на лавке около дома
Пожилой мужчина на лавке около дома
Девушка в традиционном наряде
Девушка в традиционном наряде
Женщина с корзинкой в руках
Женщина с корзинкой в руках
Женщина с двумя детьми
Женщина с двумя детьми
Студийный портрет крестьянина
Студийный портрет крестьянина
Портрет бородатого русского мужчины
Портрет бородатого русского мужчины
Служанка с металлическим чайником
Служанка с металлическим чайником
Продавщица яиц
Продавщица яиц
Продавщица сливок
Продавщица сливок
Пожилая русская женщина в платке и фартуке
Пожилая русская женщина в платке и фартуке
Портрет супружеской пары
Портрет супружеской пары
Портрет русской женщины
Портрет русской женщины
Цыганята российской империи
Цыганята
Мальчик, торгующий корзинами
Мальчик, торгующий корзинами
Пожарный на фото Вильяма Андреевича Каррика
Пожарный
Продавец мороженого
Продавец мороженого
Кухарка на фото Вильяма Каррика
Кухарка

Заключение

Вильям Каррик был не только новатором, но и гуманистом, что отразилось в его внимательном отношении к своим героям. Его фотографии рассказывают об обычной жизни с искренностью и теплотой, которую высоко ценили его современники. На русский манер Каррика называли Василием Андреевичем, что говорило о том, как глубоко он был интегрирован в русскую культуру. Снимки Каррика стали визуальной летописью России, вдохновляя как современников, так и будущие поколения.

Сохранение и популяризация наследия Вильяма Каррика стали возможны благодаря усилиям его внучатой племянницы Фелисити Эшби, которая обнаружила коллекцию фотографий Каррика в семейных архивах уже в XX веке. Если бы не её находка и заинтересованность, то часть фотографического наследия Каррика могла бы быть просто утрачена или оставаться неизвестной широкой публике.

Фелисити была настолько увлечена работами своего дяди, что выучила русский язык и отправилась в СССР. Она стремилась изучить жизнь и творчество Каррика и наладить контакты с советскими архивами, которые могли найти другие его снимки.