Храм Зевса в Олимпии — одно из знаменитых древнегреческих сооружений, расположенное в Олимпии, Греция. Он был построен в V веке до н. э. в честь главного греческого бога — Зевса. Не путать с Храмом Зевса Олимпийского, который находится в Афинах.

Строительство храма было важным проектом, отражающим достижения древнегреческой архитектуры и инженерии. Здесь использовались передовые на тот момент технологии и материалы.

Реконструкция храма Зевса в олимпии картина
Художественная реконструкция храма Зевса XIX века – Вильгельм Любке, Макс Земрау

Храм начал строиться около 470 года до н. э., во время расцвета классического периода в Древней Греции. Архитектором был Либон из Элиды, который проектировал храм в дорическом стиле, одном из трёх основных греческих архитектурных стилей. Дорический стиль характеризуется массивными колоннами с простыми, округлыми капителями и отсутствием базы.

История строительства

До строительства на этом месте находился священный участок, посвящённый различным божествам. В этом районе уже существовал храм Геры, также известный как Герейон, который был построен в конце VI века до н. э.

На месте будущего храма Зевса располагалась священная роща – Алтис. Это был огороженный участок земли, окружённый оливковыми, дубовыми и другими деревьями, который служил местом для религиозных церемоний. Здесь поклонялись различным божествам и проводили ритуалы, связанных с Олимпийскими играми.

Строительство длилось около 16 лет. Храм начали возводить около 470 года до н. э., а завершили примерно в 456 году до н. э.

Общий вид ансамбля в Олимпии
Общий вид архитектурного ансамбля в Олимпии

Эти сроки включают не только возведение основного здания, но и создание декоративных элементов, таких как рельефов метопов и скульптур фронтонов, а также работы по обустройству территории и других связанных с храмом сооружений.

Кроме Либона, в строительстве участвовал архитектор и скульптор Фидий. Он сыграл важную роль в создании гигантской статуи Зевса, которая стала центральным элементом храма и считалась одним из семи чудес света.

Поперечный разрез храма Зевса в Олимпии

Статуя была выполнена в хризоэлефантинной технике, сочетающей золото и слоновую кость, и была установлена в храме примерно в 435 году до н. э. Высота статуи была около 12 метров.

Работы Фидия над статуей Зевса стали завершающим этапом украшения и оформления храма, сделав его одним из самых знаменитых религиозных сооружений древнего мира.

Разрушение храма

Разрушение происходило в несколько этапов. В конце IV века н. э., после того как христианство стало официальной религией Римской империи, языческие храмы начали закрывать по указу императора Феодосия I.

Политику Феодосия I по христианизации Римской продолжил его внук – Феодосий II. По его приказу в 406 н. э. все храмы в Олимпии должны были быть разрушены. Хотя храм Зевса уже сильно пострадал к моменту правления Феодосия II, его указ способствовал дальнейшему разрушению оставшихся языческих сооружений.

Вид на храм Зевса во время немецких раскопок в 1899 году
Вид на храм Зевса во время немецких раскопок в 1899 году

Окончательно разрушили храм несколько землетрясений в VI веке н. э., после которых храм потерял большую часть своих колонн и декора.

Статуя Зевса, созданная Фидием, к сожалению, не сохранилась. По историческим свидетельствам, она была перенесена в Константинополь, где, предположительно, была уничтожена в пожаре в 475 году н. э. О её внешнем виде можно судить только по описаниям античных авторов.

Современное состояние храма

Современное фото храма Зевса в Олимпии

Сегодня храм Зевса находится в руинах. От него остались только фрагменты фундамента, несколько стоящих и поваленных колонн, а также части стен и декора. Археологические раскопки и исследования помогают восстановить представление о его изначальном величии и значении для древнегреческой культуры.

Разрушение было постепенным процессом, вызванным сочетанием человеческих действий и природных катастроф, что привело к его нынешнему виду.

Фото храма Зевса в Олимпии

Некоторые статуи и декоративные элементы хранятся в Археологическом музее Олимпии. Этот музей – один из главных музеев Греции. Он содержит богатую коллекцию артефактов, связанных с древними Олимпийскими играми и святынями Олимпии. Несколько экспонатов так же хранятся в парижском Лувре.

Архитектура храма Зевса в Олимпии

Храм Зевса – один из наиболее выдающихся примеров архитектуры Древней Греции. Построенный в дорическом стиле, с простыми и мощными формами, он отражает классические принципы симметрии, пропорций и элегантности, характерные для этого периода. Сооружение частично напоминает Второй храм Геры в Пестуме, который был сделан в том же стиле и формах.

Храм был дорическим периптером. Это означает, что он был окружён колоннадой со всех четырёх сторон. Колонны имели каннелюры (вертикальные желобки) и поддерживали антаблемент с триглифами и метопами.

План храма Зевса
Плана храма Зевса

Здание имело длину около 64 метров и ширину около 27 метров. Оно было окружено колоннадой с 6 колоннами на коротких сторонах (передняя и задняя) и 13 колоннами на длинных сторонах (боковые). Материал, из которого был построен храм – ракушечный известняк.

Снаружи здание было покрыто слоем штукатурки, чтобы создать имитацию мрамора. Внутри была целла (внутреннее святилище), где находилась статуя Зевса, созданная Фидием.

Как выглядела статуя Зевса

По описанию греческого географа и путешественника II века н. э. – Павсания, статуя была выполнена из золота и слоновой кости. Это сочетание материалов придавало ей особую роскошь и величие. Слоновая кость использовалась для изображения открытых частей тела – лица и рук, а золото – для одежды и украшений.

Статуя достигала высоты около 12 метров, почти касаясь верха храма, что делало её одной из самых высоких скульптур своего времени. Несмотря на свои огромные размеры, она была пропорциональна и гармонична, демонстрируя мастерство Фидия. Зевс был изображён сидящим на троне, что придавало ему величественный и внушительный вид.

Одежда была детализирована резными узорами и орнаментами, добавляющими скульптуре богатство и изящество. В правой руке Зевс держал статуэтку богини Ники. В левой руке он держал скипетр, украшенный различными металлами и камнями, на вершине которого находился орёл — символ Зевса.

Статуя Юпитера в Эрмитаже
Статуя Юпитера в Эрмитаже, автор неизвестен. Римская скульптура, прообразом которой является статуя Зевса в Олимпии. Создана в I веке н. э.

Статуя вызывала у зрителей чувство трепета и благоговения перед верховным богом. Она не только демонстрировала художественное мастерство Фидия, но и служила важным религиозным символом, центром поклонения и почитания Зевса в Олимпии.

Фронтоны храма

Фронтоны храма Зевса в Олимпии были украшены скульптурными композициями, изображавшими важные мифологические сцены. Эти сцены были выбраны не случайно и имели глубокое символическое значение.

Они были расположены таким образом, чтобы заполнять весь треугольник фронтона, следуя его наклонным линиям и создавая гармоничную и сбалансированную композицию. Материал, из которого были сделаны скульптуры – мрамор.

Восточный фронтон

Восточный фронтон храма Зевса в Олимпии

На восточном фронтоне изображена сцена подготовки к гонке на колесницах между Пелопсом и царём Эномаем. Пелопс хотел жениться на Гипподамии, дочери царя Эномая, но вначале должен был выиграть у него гонку.

Этот миф имел особое значение для Олимпии, так как считалось, что именно с этого события началась традиция проведения Олимпийских игр. Они были учреждены Пелопсом после победы над Эномаем.

Стеропа, Эномай, Зевс, Пелопс, Гипподамия

Слева направо: Стеропа, Эномай, Зевс, Пелопс и Гипподамия

Стеропа и Эномай

Стеропа и Эномай

Пелопс и Гипподамия

Пелопс и Гипподамия

Эномай

Эномай

Пелопс

Пелопс

Гипподамия

Гипподамия

Провидец на фронтоне храма Зевса
Портрет провидца
Фигура мальчика на восточном фронтоне храма Зевса
Фрагмент восточного фронтона

Гонки на колесницах были важной частью игр, символизируя соревновательный дух и стремление к совершенству, что отражает ценности древнегреческой культуры.

  • Центральные фигуры: в центре композиции находятся Зевс, Пелопс и Эномай. Зевс изображается как арбитр, наблюдающий за событиями и гарант божественной справедливости.
  • Сопровождающие фигуры: вокруг центральных фигур изображены участники и свидетели гонки, включая Гипподамию (дочь Эномая и возлюбленная Пелопса), а также служителей и лошадей.
  • Композиция: скульптуры выполнены с большим вниманием к деталям и передавали напряжение момента перед началом состязания.

Западный фронтон

Западный фронтон храма Зевса в Олимпии

Западный фронтон храма был украшен сценой битвы между лапифами и кентаврами, известной как кентавромахия. Этот мифологический сюжет имел глубокий символический смысл, изображая борьбу между цивилизацией и варварством.

Аполлон и кентавры
Аполлон
Кентавр на фронтоне храма Зевса
Кентавр похищает девушку
лапифы и кентавры
Битва лапифов и кентавров
Лапифские девушки
Фигура с западного фронтона храма Зевса
Кентавромахия
Фрагмент фигуры храма Зевса в Олимпии
Кентавр с фронтона храма Зевса
Скульптура кентавра на фронтоне
Битва людей и кентавров
Борьба лапифа и кентавра
Битва с кентаврами
Элемент фронтона на храме Зевса

Кентавромахия – одна из значительных тем в древнегреческой мифологии и искусстве. В основе мифа лежит история о свадебном пиршестве царя лапифов Пирифоя, на который были приглашены кентавры. В состоянии опьянения кентавры воспылали страстями и попытались похитить невесту и других женщин. В результате началась жестокая битва.

  • Центральные фигуры: в центре находился Аполлон, который своим присутствием олицетворял порядок, стремясь остановить хаос и насилие.
  • Сцена битвы: вокруг центральной фигуры располагались сцены ожесточённой битвы, где лапифы, люди, сражались с кентаврами, мифическими существами с телом человека и коня. Скульптуры передавали динамику движения, страсть и драму сражения.
  • Символизм: кентавромахия символизировала победу цивилизованных людей над дикостью и варварством, что было важным для греков в их стремлении к гармонии.

Метопы храма

Метопы храма зевса в олимпии

Метопы были декорированы рельефами, изображающими двенадцать подвигов Геракла, одного из самых популярных героев греческой мифологии. Рельефы имели важное символическое значение, показывая силу, мужество и доблесть Геракла, а также его связь с Зевсом, поскольку Геракл считался сыном этого верховного бога.

Рельефы на метопах были выполнены с большим мастерством, отражая динамизм каждой сцены. Скульпторы передали напряжение, силу и решимость Геракла, а также выразительность других персонажей. Эти рельефы не только украшали здание, но и рассказывали зрителям о подвигах Геракла, показывая его героические качества и важность в греческой мифологии.

Яблоки Гесперид

Атлант возвращается с яблоками Гасперид, а Геракл с помощью Афины держит на плечах небесный свод

Кража трёх золотых яблок Гесперид
Поимка и возвращение Цербера

Геракл тащит связанного Кербера

Укрощение пса Цербера
Истребление стимфалийских птиц

Геракл и Афина после истребления Стимфалийских птиц

Геракл и Стимфалийские птицы
Авгиевы конюшни

Геракл очищает Авгиевые конюшни

Уборка авгиевых конюшен
Метоп подвигов Геракла на храме Зевса
Критский бык

Геракл укрощает Критского быка

Метопы служили важным декоративным элементом, который помогал подчеркнуть величие и значимость храма, а также прославить Геракла, связывая его с верховным богом Зевсом и подчёркивая их связь в контексте священного места Олимпии.

Вклад в археологию

«Научная экспедиция Мореи», отправленная Францией в 1829 году, сыграла важную роль в изучении и документировании древнегреческих памятников, включая храм Зевса в Олимпии. Археологи и архитекторы, такие как Леон-Жан-Жозеф Дюбуа и Абель Блуэ, документировали свои находки через чертежи, описания и гравюры.

Отчёты и публикации, подготовленные участниками экспедиции, предоставили важные сведения о состоянии храма и его скульптурных украшениях. Были изучены метопы и другие элементы. Это помогло узнать их оригинальное расположение и значение. Фрагменты метопов были отправлены в Лувр.

Эрнст Курциус
Эрнст Курциус

Наиболее значительные раскопки в Олимпии начались в 1875 году и проводились немецкими археологами под руководством Эрнста Курциуса. Эти раскопки, поддерживаемые Германским археологическим институтом, были первыми систематическими и масштабными работами. Они обнаружили и задокументировали множество важных археологических находок, включая остатки храма Зевса.

Заключение

  • Храм является выдающимся образцом дорической архитектуры, символизирующим величие древнегреческой цивилизации.
  • Он был одним из крупнейших древнегреческих храмов своего времени, с периптеральной планировкой и монументальными размерами.
  • Храм украшали скульптурные композиции на фронтонах и метопах, изображающие мифологические сюжеты и эпизоды из жизни богов: гонка на колесницах Пелопса и Эномая, битва лапифов и кентавров, двенадцать подвигов Геракла.
  • Скульптура Зевса, выполненное Фидием, считалась чудом света.