Почему Галька из Макапансгата считается древнейшим примером тяги человека к искусству
Галька из Макапансгата – археологический артефакт, по форме напоминающий лицо. Найден в местности Макапансгат, провинции Лимпопо, Южная Африка. Галька была обнаружена в пещере «Каменоломня» в 1925 году. Датировка артефакта примерно 2,5 – 3 миллиона лет назад, что относит его ко времени раннего австралопитека, предка человека.
Главная особенность гальки заключается в том, что она имеет форму головы с лицом, похожим на лицо австралопитека. Галька не была искусственно обработана. Её форма создана природными процессами. Однако, поскольку она найдена на расстоянии около 5 км, а по некоторым данным, 30 км от ближайшего источника подобного материала, считается, что она принесена в пещеру специально ранними гоминидами.
Артефакт свидетельствует о способности предков человека распознавать и придавать значение формам, что является проявлением умственных способностей, символического и эстетического мышления.
Кто нашёл гальку
Гальку обнаружил Уилфред Эйзман в 1925 году, который работал школьным учителем и был археологом-любителем. Он нашёл камень в пещере и обратил внимание на его форму, которая была похожа на лицо.
Он решил показать находку Раймонду Дарту – известному антропологу, открывшему австралопитека после изучения окаменелого черепа из Таунги, принадлежавшему прямоходящей человекообразной обезьяне.
Вначале Дарт не обратил внимание на предположения Эйзмана об уникальности формы гальки и её схожести с лицом. Эйзман так же рассказал Дарту, что он нашёл её на большом расстоянии от естественного источника происхождения такой породы камней. По его мнению, это указывало на то, что артефакт перенесли в пещеру намеренно.
Однако после 1950 года Дарт выпустил несколько статей, где рассуждал о «человечности» австралопитеков. Он утверждал, что они могли использовать примитивные орудия и проявлять зачатки культурных практик. Это свидетельствовало о более высоком уровне когнитивных способностей и социализации, чем предполагалось ранее.
Дарт предположил, что древние австралопитеки распознали лицо в этой гальке. Это означало, что уже три миллиона лет назад наши предки обладали зачатками, которые позже привели к развитию искусства.
Дарт акцентировал внимание на значимости находки для эволюции, поскольку она показала, что предки человека имели некоторые черты, которые присущи современным людям. По сути, они увидели в камне своё отражение и использовали его для созерцания, точно так же как люди созерцают произведения искусства.
Галька из Макапансгата – это искусство?
Артефакт представляет собой небольшой камень, размером 8,3 см в длину, 7 см в ширину и 3,8 см в толщину. Он весит 260 граммов и состоит из яшмы, которая придаёт ему красновато-коричневый цвет. При разных углах обзора на гальке можно увидеть несколько лиц.
Она не является произведением искусства в традиционном понимании, поскольку не была намерено сделана человеком. У камня есть естественные неровности и сколы, которые делают его похожим на лицо.
Значимость гальки больше заключается в том, как её воспринимали ранние предки человека. Вот несколько ключевых аспектов, которые делают этот артефакт важным:
- Раннее символическое мышление: гальку принесли в пещеру Макапансгат. Значит, её форма была замечена и оценена древними гоминидами. Способность распознавать формы, напоминающие лица, предполагает наличие у них зачатков символического мышления.
- Первые проявления эстетического восприятия: хотя галька не была обработана человеком, её форма могла привлечь внимание древних людей из-за её эстетической привлекательности.
- Предшественник искусства: камень не является искусственно созданным артефактом, но его обнаружение и сохранение австралопитеками – один из первых шагов на пути становления искусства. Это показывает, что ещё миллионы лет назад наши предки могли наделять разные объекты символизмом.
- Контекст эволюции: включение гальки в археологические контексты помогает учёным глубже изучать эволюцию человеческого восприятия. Можно оценить, как развивались когнитивные способности, необходимые для создания сложных форм искусства в будущем.
Галька – свидетельство начала искусства
Галька – важное свидетельство того, что ранние предки человека наделять образами разные предметы. На гальке нет следов, которые могли бы указывать на её использование в качестве орудия труда. Это поддерживает идею, что она была важна для австралопитеков именно из-за своего визуального сходства с лицом.
Также галька считается одним из древнейших известных манупортов. Термин «манупорт» означает объект, перенесённый в новое место благодаря деятельности человека или его предков, но не подвергшийся дальнейшей обработке. Австралопитеки могли подобрать камень на некотором расстоянии и перенести его в пещеру только из-за необычной формы.
Критика артефакта
Галька, как объект, претендующий на символическое значение, подверглась критике со стороны ряда исследователей. Основные аргументы против заключаются в следующем:
- Естественное происхождение: Одним из главных аргументов является то, что галька имеет полностью естественное происхождение. Все её признаки, придающие ей сходство с человеческим лицом, образовались естественным путём через геологические процессы. Критики утверждают, что это случайное сходство не обязательно означает, что древние гоминиды воспринимали её как символ.
- Недостаточность доказательств переноса гальки: нет прямых подтверждений, что австралопитеки действительно принесли артефакт в пещеру специально, а значить нельзя утверждать, что у них было символическое мышление. Возможны другие объяснения, например, галька могла случайно оказаться в пещере через природные процессы или принесена туда другими животными.
- Интерпретация антропологов: Некоторые антропологи считают, что идея о символическом значении гальки – результат современных человеческих проекций и интерпретаций. Они утверждают, что приписывание древним гоминидам способности к эстетическим чувствам на основании одного объекта — это спекуляция.
- Контекст находки: контекст, в котором была найдена галька, также вызывает вопросы. Неизвестно точно, где именно в пещере она была найдена и какие другие артефакты или остатки были обнаружены рядом. Это затрудняет точную интерпретацию её значения и использования австралопитеками. Без контекста других находок сложно делать выводы о культурных или символических практиках наших предков.