Вестоницкая Венера в мире первобытного искусства
Вестоницкая Венера — палеолитическая статуэтка, созданная примерно 29 000–25 000 лет до н. э. и обнаруженная в Моравии, на стоянке древних людей Дольни-Вестонице, расположенной на территории современной Чехии. Она считается древнейшим произведением искусства, выполненным из обожжённой глины. Её высота составляет около 11,1 сантиметра, а ширина — 4,3 сантиметра. Особое значение имеет технология её изготовления, так как обжиг глины в то время был редким явлением. Эта фигурка отражает ранние этапы развития керамического искусства.
История находки
Вестоницкую Венеру обнаружили в 1925 году на археологическом участке Дольни-Вестонице, во время раскопок, проводимых учёным Карелом Абсолоном. Этот регион известен как одно из крупнейших поселений эпохи верхнего палеолита, где проживали представители граветтской культуры.
Венера была найдена в золе крупного кострища, диаметром около 10 метров. Ещё рядом с ней были обнаружены остатки орудий труда, кости животных и другие керамические скульптуры животных. Сама фигурка была в повреждённом состоянии, разбитой на две части. Это могло произойти как в процессе обжига, так и в результате долгого пребывания в земле.
Такие повреждения не редкость для древних предметов из обожжённой глины. Однако раскол мог иметь и ритуальное значение, поскольку известно, что некоторые артефакты в древности намеренно разбивали в ходе обрядов.
Первоначально археологи не сразу поняли, что два найденных фрагмента принадлежат одной фигурке. Только после тщательного анализа и сопоставления всех артефактов было установлено, что обе части составляют одну целую статуэтку Венеры.
Карел Абсолон, официально считающийся руководителем раскопок в Дольни-Вестонице и часто упоминаемый как человек, открывший Вестоницкую Венеру, на самом деле не присутствовал на месте находки в момент её обнаружения. Статуэтку нашли рабочий Йозеф Зайдл и технический руководитель раскопок Эмануэль Дания.
Как выглядит Вестоницкая Венера
Внешний вид Венеры отражает художественные и культурные особенности верхнего палеолита и имеет выраженные и гипертрофированные признаки женской фигуры, что, возможно, связано с культом плодородия.
Тело Венеры выглядит округлым, с массивными бёдрами, большой грудью и заметным животом — характерная черта для изображений женщин того времени. Большая грудь и широкий живот, вероятно, символизировали способность деторождения.
Отсутствие лица и деталей головы может свидетельствовать о том, что важными были именно телесные формы, а не индивидуальные черты. На лице есть только глаза в виде двух диагональных линий. Руки и ноги статуэтки не выражены подробно. Они намечены в виде простых очертаний, что придаёт фигуре некую схематичность.
На верхней части головы Венеры есть четыре отверстия. Археологи предполагают, что эти отверстия могли использоваться для вставки перьев, цветов или других декоративных элементов.
Сзади особое внимание уделено бёдрам, которые выглядят значительно более широкими и округлыми, чем другие части тела. Как и спереди, руки и ноги остаются схематичными. На спине видны четыре косые линии (по две с каждой стороны), вероятно, изображающие жировые складки.
У Вестоницкой Венеры есть несколько крупных повреждений. На её правой ягодице, в верхней части, есть крупный скол, а также повреждена правая грудь со стороны правого бока.
Из какого материала сделана Венера из Дольни-Вестонице
Исследование материала, из которого сделана Вестоницкая Венера, проводилось с использованием различных методов, включая микротомографию. Учёные пытались выяснить, из чего состоит фигурка, поскольку на первый взгляд было трудно определить, из какого именно материала она изготовлена.
Исследования показали, что фигурка сделана не только из чистой глины, но и из других примесей. При помощи томографа установлено, что в материале есть небольшие белые вкрапления, которые могут быть как гашёной известью, так и толчёными фрагментами костей животных. Добавление таких примесей в глину могло иметь практическое или символическое значение. Возможно, добавки просто повышали прочность материала.
При проведении исследований также было обнаружено, что на её ягодицах сохранился отпечаток пальца, который, по мнению учёных, принадлежал десятилетнему ребёнку. Этот отпечаток оставлен ещё до того, как фигурка была обожжена.
Зачем древние люди делали фигурки Венер
Фигурки Венер, включая Вестоницкую, играли важную роль в культуре наших предков. Их точное предназначение остаётся предметом научных дискуссий, но исследователи выдвигают несколько основных гипотез.
- Культ плодородия: Венеры могли символизировать плодородие, женскую силу и способность к деторождению. Преувеличенные формы (бёдра, грудь, живот) подчёркивают связь с материнством и продолжением рода. Такие статуэтки могли быть объектами поклонения или использоваться в обрядах, направленных на возникновения новой жизни.
- Образ матери-земли: Венеры могли отражать представления людей о природе и её циклах, так как их жизнь зависела от смены сезонов, урожая и миграции животных. Женское тело, способное давать жизнь, стало символом цикличности и непрерывности. Подчёркнутые формы фигурок связывают женский образ с землёй, которая рождает и кормит всё живое.
- Символ изобилия: увеличенные формы тела были не только символами плодородия, но и изобилия в более широком смысле — достатка пищи, защиты от голода и процветания всей общины.
- Дань уважения женщине: фигурки Венер могли быть выражением уважения к женщинам и их роли в племени. В эпоху, когда выживание зависело от совместных усилий, способность женщин вынашивать и рожать детей имела огромное значение для сохранения общины. Фигурки могли служить символами почитания женщин как источника жизни и хранительниц семьи.
- Обучение и передача знаний: скульптуры Венер могли использоваться для обучения внутри племени. Они служили наглядным пособием, помогающим объяснять молодым девушками важные этапы беременности.