Самая древняя Венера: что олицетворяет фигурка из пещеры Холе-Фельс
Венера из Холе-Фельса — древнейшая из известных фигурок, изображающих женщину. Она найдена в пещере Холе-Фельс в горном массиве Швабский Альб (Германия), датируется примерно 35–40 тысячами лет назад и относится к периоду верхнего палеолита (ориньякская культура). Фигурка выполнена из бивня мамонта и имеет высоту около 6 сантиметров.
История находки
Фигурку Венеры нашёл археолог Николас Конард в 2008 году во время раскопок в пещере. Она была обнаружена на глубине около трёх метров в культурном слое, относящемся к эпохе позднего палеолита, и стала одним из важнейших открытий для понимания искусства и символизма этого времени. Рядом с фигуркой была найдена флейта, которая также является древнейший найденным музыкальным инструментом.
Археологические исследования пещеры Холе-Фельс начались ещё в 1830 году. Тогда здесь были найдены кости пещерных медведей. С 1977 года раскопки стали проводиться под руководством археологов из Тюбингенского университета. В 1997 году команду археологов возглавил Николас Конард, под руководством которого были обнаружены самые интересные артефакты пещеры, в том числе древнейшая фигурка Венеры.
В 1999 году в пещере Холе-Фельс была обнаружена резная фигура, предположительно изображающая голову лошади или, возможно, медведя. Этот артефакт, как и Венера, относится к верхнему палеолиту и был сделан из бивня мамонта.
Изображение довольно условное, что оставляет место для разных интерпретаций, но детализация фигуры ясно показывает, что древний скульптор стремился изобразить голову какого-то животного. В 2022 году учёные нашли фрагменты туловища, которые идеально подошли к находке 1999 года. Таким образом, фигурка больше стала напоминать медведя, чем лошадь.
В 2001 и 2002 годах археологи нашли фрагменты фигурки птицы, которую затем удалось собрать в целую скульптуру. Она имеет достаточно узнаваемые черты, где чётко видны голова, клюв и очерченные крыльев.
Одна из самых интересных находок была сделана в 2002 году — это фрагменты скульптуры, изображающей существо с телом человека и головой льва. Этот артефакт напоминает более знаменитую фигурку человекольва из пещеры Холленштайн, расположенной в том же горном массиве.
Находка свидетельствует о развитии символического мышления у людей того времени и, вероятно, могла быть связана с мифологическими или ритуальными представлениями. Похожесть этих находок указывает на общие культурные традиции палеолитических сообществ, населявших регион Швабского Альба.
Как выглядит Венера из Холе-Фельс
Когда археологи обнаружили Венеру в 2008 году, она была разбита на шесть фрагментов. Учёные собрали все найденные куски и аккуратно их соединили, восстановив фигурку в её исходном виде. При этом у Венеры отсутствует левая рука и плечо. Эти части не были найдены при раскопках, поэтому она осталась неполной.
У фигурки гипертрофированы и преувеличены некоторые части тела. Образ сосредоточен на груди и бёдрах, которые показаны непропорционально большими. Эти акценты явно указывают на идею плодородия, символизируя женскую репродуктивную силу и роль женщины в продолжении рода.
Другие части тела выполнены схематично или практически отсутствуют. Например, руки и ноги лишь намечены и лишены детализации, а вместо головы — небольшое отверстие, что позволяет предположить, что фигурка могла использоваться как амулет и носилась на верёвке. На всём теле Венеры есть процарапанные линии, которые скульптор наносил несколько раз, пока они не стали заметными.
Зачем древние люди создавали фигурки Венер
Фигурки Венер создавались, вероятно, с ритуальными и символическими целями, связанными с представлениями о женственности и плодородии. Тем не менее есть несколько гипотез о том, зачем древние люди могли делать такие фигурки:
Гипотеза №1
Культ плодородия
Пластика Венер, с их подчёркнутыми женскими чертами — грудью, бёдрами и животом, — возможно, были символами плодородия. Преувеличение этих частей тела могло указывать на их связь с процессом рождения и продолжением рода, что в условиях тяжёлой жизни в эпоху верхнего палеолита было важнейшей целью.
Женщину воспринимали как источник жизни, способную дать начало новому, и её тело символизировало саму природу, обновление и процветание. Ещё женщина часто воспринималась как олицетворение земли. Подобно тому как земля даёт урожай или плоды, женское тело дарит новую жизнь.
Гипотеза №2
Почитание женского начала
В культурах древности женщины могли восприниматься как символы продолжения жизни. Создание Венер могло быть формой почитания или уважения к женскому началу как символу развития общины. Можно сказать, что в древних культурах к женщинам действительно относились с большим уважением, особенно в их роли как матерей и продолжательниц рода.
Гипотеза №3
Символ красоты и здоровья
Некоторые исследователи считают, что изображения женщин с избыточным весом и подчёркнутыми репродуктивными чертами, как у фигурок Венер, могут отражать идеал женских пропорций, который был важен для выживания в условиях ледникового периода.
Женщина с такими формами имела больше шансов выжить в условиях сурового климата и успешно выносить ребёнка. Поэтому гипертрофированные пропорции могли считаться не просто идеалом красоты, а символом здоровья.
Избыточный вес мог восприниматься не только как знак плодородия, но и как свидетельство стабильного доступа к ресурсам, что было преимуществом в условиях постоянной борьбы за пищу.
Гипотеза №4
Образовательные цели
Существует гипотеза, что фигурки Венер могли быть созданы женщинами и использовались как своеобразные «учебные пособия» для объяснения и передачи знаний о женской анатомии, беременности и репродуктивных процессах.
Через изображение различных стадий беременности и изменений тела старшие женщины могли объяснять другим женщинам, какие изменения их ждут, как развивается плод и какие признаки свидетельствуют о наступлении или стадиях беременности.
Гипотеза №5
Художественное самовыражение
Хотя символическое значение фигурок имеет большое значение, они также показывают стремление древних людей к художественному выражению. Создание таких фигурок, вероятно, являлось не только ритуальным, но и творческим актом, где древние люди стремились передать своё понимание мира.