80 снимков отца массовой фотографии – Уильяма Тальбота
Уильям Генри Фокс Тальбот — английский учёный, физик, химик и пионер фотографии. Его главным вкладом в историю стало изобретение процесса калотипии, который заложил основы негативно-позитивного метода в фотографии.
Негативно-позитивный метод – процесс, где фотограф сначала создаёт негативное изображение, с которого впоследствии можно сделать множество позитивных копий. Этот подход стал фундаментом для современной аналоговой фотографии, и его принципы использовались вплоть до появления цифровых технологий.
Что изобрёл Уильям Тальбот
Тальбот разработал две ключевые технологии. Первая – фотогенические рисунки, которые являлись начальной стадией его экспериментов с фотографией. Вторая — калотипия, позволявшая не только делать негативные снимки, но и тиражировать их.
Фотогенические рисунки
Фотогенические рисунки, или фотограммы, разработанные Уильямом Тальботом в 1834 году – один из самых ранних методов фиксации объектов с помощью света, но без использования камеры. Этот метод считается предшественником калотипии (второго его изобретения) и был ключевым шагом в экспериментах Тальбота, которые привели его к открытию процесса фотографии.
В этом методе Тальбот использовал обычную бумагу, обработанную химическими растворами для создания светочувствительного слоя. Сначала он покрывал бумагу раствором соли (хлорида натрия), а затем — нитратом серебра. В результате на бумаге образовывался хлорид серебра, который темнел под воздействием света, образуя тёмные участки.
Тальбот помещал различные предметы, например листья, перья, кружева или другие полупрозрачные материалы, прямо на бумагу, которую оставлял на солнечном свету. Эти предметы блокировали свет на некоторых участках, создавая негативное изображение объекта.
«Нет ничего прекраснее, например, изображений листьев и цветов, полученных под июльским солнцем: свет, проникая через листья, показывает каждую прожилку».
Уильям Тальбот в письме физику Жану-Батисту Био
Когда бумага темнела в местах воздействия света, Тальбот фиксировал изображение, промывая его в специальном растворе, чтобы остановить дальнейшую реакцию на свет. Таким образом, изображение становилось постоянным и больше не темнело при последующем воздействии света.
Полученное изображение было негативом — светлые участки объекта выглядели тёмными, а тёмные участки оставались светлыми. Например, если Тальбот использовал лист растения, его очертания и прожилки выглядели светлыми на тёмном фоне.
Этот метод был полезен для создания снимков объектов, которые можно было положить на бумагу. Для более сложных изображений, таких как портреты или пейзажи, нужно было разработать другие технологии, что Тальбот и сделал в процессе создания калотипии.
Одним из недостатков фотогенических рисунков была длительная выдержка. Поскольку такие рисунки создавались на светочувствительной бумаге, их экспозиция требовала много времени под прямым солнечным светом, особенно если объекты были плотными или непрозрачными.
Долгая выдержка объясняется тем, что светочувствительность химических веществ была относительно низкой, и для того, чтобы на бумаге произошло заметное изменение, требовалось больше света.
Калотипия
Тальбот продолжил свои эксперименты и в 1841 году разработал более сложный процесс, который назвал «калотипией». Этот метод позволял тиражировать изображения, что стало ключевым шагом для фотографии.
В процессе калотипии Тальбот использовал светочувствительную бумагу, обработанную несколькими слоями химических веществ. Он наносил слой йодистого серебра, а затем повышал светочувствительность материала другими растворами, такими как галлонитрат серебра.
Затем подготовленную бумагу Тальбот помещал в камеру-обскуру. Свет, проходя через отверстие камеры, проецировал изображение на светочувствительную бумагу. Спустя несколько минут на ней появлялось негативное изображение объекта.
После экспозиции негатив был слабым, и чтобы усилить его, Тальбот использовал процесс проявки, ещё раз обрабатывая бумагу растворами. Чтобы изображение не продолжало темнеть при дальнейшем воздействии света, его нужно было зафиксировать ещё одним химическим раствором.
Полученный негатив был нужен для создания позитивных копий. Негатив накладывали на новый лист светочувствительной бумаги и ещё раз пропускали свет. Там, где негатив был тёмным, свет не проходил, и новый лист оставался светлым, а там, где негатив был светлым, свет проходил и вызывал потемнение бумаги.
Негатив позволял делать копии любое количество раз. Это было невозможным с другими методами того времени, такими как дагеротипия, где каждое изображение было уникальным.
«Я лишь утверждаю, что дал этому новому Искусству прочный фундамент. Само здание предстоит возвести рукам более искусным, чем мои».
Этот негативно-позитивный процесс, изобретённый Тальботом, стал основой для всех методов фотографии, включая фотоплёнку, которая использовалась до конца XX века. С тех пор как был изобретён этот способ, фотографии стали полноценным средством массового распространения визуальной информации.
Тальбот был первым, кто придумал фотографию?
Идея получения изображения благодаря свету существовала задолго до Тальбота. Ещё в 1717 году немецкий учёный Иоганн Генрих Шульце обнаружил, что смесь мела и азотной кислоты, в которой было растворено небольшое количество серебра, темнеет из-за света. Он не создавал фотографий, но этот эксперимент показал, что химические вещества могут изменяться под воздействием освещения.
Считается, что первую фотографию в мире в 1826 году сделал учёный Жозеф Нисефор Ньепс. Он первым провёл эксперименты по фиксации изображений на светочувствительных материалах. Его метод гелиографии позволял получать изображения с использованием битума, но такие фотографии были уникальными и не поддавались тиражированию.
Основное соперничество Тальбота было с Луи Дагером, французским изобретателем дагеротипии. Это соперничество началось в 1839 году, когда оба учёных практически одновременно представили свои методы получения фотографий. Несмотря на то что их процессы сильно отличались, оба претендовали на первенство в создании практичной технологии.
Метод Дагера основывался на создании уникальных изображений на посеребрённых пластинах. Это был прямой позитивный процесс, при котором полученное изображение нельзя было тиражировать. Однако дагеротипия быстро стала популярной, благодаря своей детализации и отсутствию патентных ограничений.
Тальбот не был первым, кто придумал фотографию, но он был первым, кто разработал систему, позволявшую тиражировать их, что стало важнейшим технологическим достижением. В то время как Дагер разработал дагеротип — метод для получения уникальных снимков, Тальбот создал процесс, ставший основой для современной фотографии, где можно создавать множество копий одного и того же изображения.
Таким образом, каждый из изобретателей фотографии сделал свой уникальный вклад: Ньепс — зафиксировал первое изображение, Дагер — популяризировал метод, а Тальбот — подготовил основу для массового тиражирования.
Спор с Луи Дагером
В январе 1839 года французский художник и изобретатель Луи Дагер объявил о своём изобретении — дагеротипии, первого коммерчески успешного фотографического процесса. Это стало шоком для Тальбота, так как Дагер публично раскрыл свои достижения раньше, чем Тальбот успел обнародовать свои работы.
После объявления Дагера Тальбот поспешил представить свои открытия, чтобы доказать, что он также работал над фотографическими процессами. Однако к тому времени Дагер уже получил признание, и французское правительство купило патент на его процесс, сделав дагеротипию доступной и бесплатной для общественности во Франции.
«Я потратил много труда и сил на усовершенствование своего изобретения, и когда довёл его, как мне кажется, до уровня, на котором оно заслуживает внимания научного мира, и занялся его описанием, дабы представить на суд Королевского общества, — именно в этот момент то же изобретение было обнародовано во Франции».
Уильям Тальбот в письме журналисту Уильяму Джердану
Тальбот начал свою работу с фотографией в начале 1830-х годов, но не был уверен в практической ценности своих открытий и пытался довести технологию до совершенства. Промедлив с объявлением о своих достижениях, Тальбот фактически уступил первое место Дагеру.
В 1841 году Тальбот запатентовал технологию калотипии, но столкнулся с рядом патентных сложностей, которые повлияли на распространение его изобретения. В отличие от Луи Дагера, Тальбот решил охранять своё изобретение, что вызвало ряд проблем и ограничений.
Каждый, кто хотел использовать калотипию на территории страны, должен был платить лицензионный сбор 20 фунтов. Это отпугивало многих потенциальных пользователей, особенно начинающих фотографов.
Фотографии Уильяма Тальбота
Тальбот оставил значительное наследие в истории фотографии благодаря экспериментам с фотогеническими рисунками и калотипией. Его фотографии – не только технические достижения, но и уникальные художественные и документальные работы.
Растения
Одним из самых популярных объектов, изображённых на фотогенических рисунках, были листья растений, цветы и травы. Такие природные объекты легко переносились на бумагу и давали очень чёткие силуэты.
Кружева
Тальбот также использовал кружева и ткани для своих фотогенических рисунков. Такие объекты создавали сложные узоры, которые хорошо передавались на светочувствительную бумагу. Кружевные изделия давали прекрасные результаты, так как свет проникал через них, оставляя контрастные изображения.
Архитектура
Уильям Тальбот внёс значительный вклад в раннюю архитектурную фотографию. Он экспериментировал с использованием калотипии для съёмки архитектурных объектов, создавая изображения зданий, мостов и архитектурных деталей в нескольких городах Европы. Его снимки архитектуры отличаются как документальной точностью, так и эстетической композицией, что было новшеством для времени, когда сама фотография была в стадии развития.
Тальбот фотографировал архитектуру в нескольких местах, включая Оксфорд, Париж, а также своё имение — аббатство Лакок, где он сделал одни из первых архитектурных снимков. Среди них известное фото «Окно аббатства Лакок», на котором Тальбот продемонстрировал потенциал фотографии для фиксации деталей.
В Оксфорде он много снимал университетскую архитектуру, которая привлекала его своей тектоникой. В Париже Тальбот фотографировал городские улицы и бульвары, документируя городскую жизнь и архитектурные элементы, что показало возможности калотипии в условиях городской среды.
Бюсты
Тальбот также делал фотографии бюстов, продолжая свои эксперименты с калотипией и исследуя возможности передачи трёхмерных объектов. Эти фотографии стали важным шагом в развитии портретной и предметной фотографии.
Одним из популярных объектов в его работах были гипсовые бюсты античных скульптур. Такие объекты были идеальными для изучения, так как белая поверхность гипса хорошо отражала свет, создавая контрастные тени и формы.
Натюрморты и предметы
Фотографии предметов, сделанные Тальботом, продемонстрировали, как калотипия может использоваться для фиксации выразительных и детализированных изображений. Это также был способ, который помогал задокументировать материальную культуру. Тальбот фотографировал старинные книги, посуду и экзотические фрукты, а ещё смог передать атмосферу пространства, в котором находились эти объекты.
Фотопортреты
Фотопортреты Тальбота не только фиксировали лица, но и отражали культурные и социальные аспекты того времени. Они стали важными историческими документами, которые позволяют увидеть, как выглядели люди и каковы были их привычки.
Фотографии из книги «Карандаш природы»
Книга Уильяма Тальбота под названием «Карандаш природы» (оригинальное название — The Pencil of Nature) была опубликована в 1844 году и считается одной из первых книг, полностью посвящённых фотографии. Она была также первой коммерческой книгой, где фотографии были напечатаны как основное средство иллюстрации.
Когда Тальбот впервые представил «Карандаш природы», некоторые не могли поверить, что это действительно фотографии, полагая, что они являются рисунками или гравюрами. В то время фотография была совершенно новой технологией, и многие люди не понимали процесса её создания. Это привело к недоверию и скептицизму по отношению к её возможностям.
Вклад и достижения Уильяма Тольбота в технологии и искусстве фотографии
Тальбот указал вектор для массового производства фотографий и сыграл важную роль в превращении фотографии в инструмент документирования и искусства, что позволило ей стать важной частью научной и культурной жизни. Вот основные достижения Тальбота в этой области:
- Разработка негатива-позитива: метод калотипии позволил получать бумажные негативы, которые затем можно было использовать для создания неограниченного числа позитивов. Это стало принципом, который лежал в основе фотопечати.
- Документирование объектов и сцен: Тальбот показал, как фотография может использоваться для сохранения реальности, будь то архитектура, натюрморты или портреты. Его работы продемонстрировали, как фотографии могут фиксировать детали, которые ранее были доступны только через рисунки или гравюры.
- Публикация и популяризация: с помощью своей книги «Карандаш природы» Тальбот показал возможности фотографии широкой аудитории, сочетая теоретические объяснения с примерами своих снимков. Это стало важным для признания фотографии как самостоятельного искусства и метода фиксации любых объектов.