История фотографии — путь от простых оптических открытий до сложных технологий, изменивших способ, которым мы воспринимаем и сохраняем мир вокруг нас. Она начинается с наблюдений за светом и тенью, продолжается через период химических экспериментов и достигает пика в эпоху цифровых технологий.

Первые фотографии, появившиеся в начале XIX века, стали революцией в истории человечества, открыв новую эру в искусстве и науке. Они помогут понять, как зародилась технология и как она повлияла на последующие поколения, став важнейшим инструментом для документирования и художественного выражения.

История и ранние опыты

Официальной датой изобретения фотографии считается 7 января 1839 года. В этот день во Французской академия наук в Париже французский учёный Франсуа Араго представил доклад о новом изобретении — дагеротипии. Хотя фотография как технология была признана именно в 1839 году, процесс её изобретения начался раньше.

Создание фотографии охватывает несколько этапов и включает вклад многих учёных и изобретателей. Одна из главных идей – камера-обскура (от лат. «тёмная комната»). Она работает по простому принципу: свет проникает через небольшое отверстие в тёмное помещение или коробку. Световые лучи, проходя через это отверстие, проецируют перевёрнутое и уменьшенное изображение на противоположную стену камеры. Это изображение можно скопировать на холст.

Принцип работы камеры-обскуры

Китайский философ Мо-цзы ещё в V веке до н. э. описал принцип камеры-обскуры в своих трудах, обсуждая, как свет проходит через маленькое отверстие и формирует перевёрнутое изображение внешнего мира на противоположной стене. Это одно из самых ранних упоминаний об этом явлении.

Ещё одно упоминание принадлежит Аристотелю (384–322 до н. э.), где в одной из своих работ он задаётся вопросом о форме света и тени. Он пишет: «Почему свет, проходящий через прямоугольное отверстие, всегда имеет круглую форму?».

Арабский учёный Ибн аль-Хайсам (965–1039 гг.) описал в трудах использование камеры-обскуры для изучения световых явлений. Он экспериментировал с размерами отверстий и пришёл к выводу, что чем меньше отверстие, тем резче изображение.

Фрагмент пейзажа Вид Делфа
Фрагмент пейзажа Яна Вермеера «Вид Делфа», который он сделал благодаря камере-обскуре

В Средние века камера-обскура использовалась художниками и архитекторами для изучения перспективы. В эпоху Ренессанса она помогала художникам создавать реалистичные и детализированные картины. Предполагается, что некоторые фрагменты картины Яна Вермеера «Вид Делфта» были написаны с помощью камеры-обскуры.

Ян Вермеер, «Вид Делфа»
Ян Вермеер, «Вид Делфа»

Самая первая фотография

«Вид из окна в Ле Гра», Нисефор Ньепс

«Вид из окна в Ле Гра», Нисефор Ньепс (1826).

Первая фотография, сохранившаяся до наших дней, была создана Нисефором Ньепсом в 1826 году. Она известна как «Вид из окна в Ле Гра». Фотография получена с помощью гелиографии – технологии, разработанной Ньепсом.

На снимке можно увидеть вид из окна спальни Ньепса в его доме в деревне Ле Гра, во Франции. На изображении видны крыши зданий, стены и горизонт.

Для создания изображения он использовал оловянную пластину, покрытую битумом, который имеет свойство твердеть под воздействием света. На неосвещённые участки был нанесён раствор лавандового масла, что позволило смыть ненужный битум и оставить затвердевшие световые участки.

Для проекции изображения Ньепс применил камеру-обскура. Экспозиция для получения фотографии длилась около восьми часов. Это объясняет, почему освещённость на изображении кажется необычной: здания и объекты выглядят подсвеченными с разных сторон.

«Вид из окна в Ле Гра» на металлической пластине
«Вид из окна в Ле Гра» на металлической пластине

Долгое время фотография Ньепса оставалась только на пластине, а в 1952 историк Гельмут Гернсхайм нашёл её и попытался восстановить. Он обратился в компанию Kodak, чтобы они сделали несколько копий, а одну из них Гернсхайм отретушировал. Эта репродукция стала известнее, чем сам оригинал.

Первая фотография, на которой есть человек

«Бульвар дю Тампль в Париже», Луи Дагер

«Бульвар дю Тампль в Париже», Луи Дагер (1838).

Первая фотография с человеком была создана Луи Дагером в 1838 году и известна как «Бульвар дю Тампль». Это одна из самых ранних фотографий, сделанных с использованием процесса дагеротипии, который Дагер разработал в сотрудничестве с Нисефором Ньепсом. В методе использовалась посеребрённая медная пластина, которая обрабатывалась парами йода, чтобы сделать её светочувствительной.

Фотография показывает вид на Бульвар дю Тампль, одну из оживлённых улиц Парижа. Поскольку время экспозиции составляло от 10 до 12 минут, движущиеся объекты, такие как кареты и прохожие, не были зафиксированы, так как они перемещались слишком быстро.

Человек на фотографии «Бульвар дю Тампль в Париже»

На изображении виден человек, стоящий на тротуаре и чистящий ботинки у чистильщика обуви. Он, вероятно, оставался неподвижным достаточно долго, чтобы его образ остался на снимке.

Ещё один более ранний снимок Дагера под названием «Мастерская художника» был создан в 1837 году и считается одним из первых известных изображений, сделанных с использованием дагеротипии.

«Мастерская художника», Луи Дагер

На снимке показан интерьер студии Дагера. В композиции можно увидеть гипсовые бюсты, рамки и картины. Все они размещены так, чтобы подчеркнуть сложность и разнообразие текстур, а также светотеневых эффектов, которых было сложно достичь с помощью других методов изобразительного искусства того времени.

Первое селфи

селфи Роберта Корнелиуса

Автопортрет Роберта Корнелиуса (1839).

Роберт Корнелиус считается автором первого в мире селфи. В 1839 году он сделал фотографию самого себя, которая теперь признана первым автопортретом в мире.

Корнелиус использовал процесс дагеротипии. Чтобы получить снимок, он встал перед камерой и держал позу в течение 10–15 минут. После этого он завершил экспозицию.

Изображение получилось чётким для того времени, и оно демонстрирует молодого человека с растрёпанными волосами и серьёзным выражением лица.

Первая фотография, сделанная в России

Исаакиевский собор, Франц Осипович Теремин

Исаакиевский собор, Франц Осипович Теремин (1839).

Первая фотография в России была сделана в 1839 году Францем Осиповичем Терминым. На дагерротипе изображён Исаакиевский собор в процессе строительства. На момент съёмки собор ещё не был завершён (его строительство закончилось только в 1858 году).

Чтобы сделать снимок, Термин фотографировал собор в течение 25 минут. Эта фотография является уникальным историческим свидетельством этапов возведения одного из самых известных архитектурных сооружений Санкт-Петербурга.

Первый в истории женский фотопортрет

Первый женский фотопортрет, Дороти Дрейпер

Дороти Дрейпер, Джон Дрейпер (1840).

Дороти Дрейпер вошла в историю как первая женщина, чей портрет был снят с помощью дагеротипии. Этот снимок сделан её братом Джоном Дрейпером в 1840 году.

Портрет Дороти был сделан на крыше Нью-Йоркского университета, чтобы использовать больше естественного солнечного света. Экспозиция заняла всего 65 секунд. При этом Джон пытался уменьшить интенсивность освещения и нанёс на лицо Дороти слой белой муки. Это помогло минимизировать блики и создать контрастность, необходимую для чёткого изображения.

Первая фотография луны

Первая фотография луны, Джон Дрейпер

Луна, Джон Дрейпер (1940).

В первой половине XIX века многие учёные и фотографы начали экспериментировать с фиксацией астрономических объектов. Луна была одной из первых целей, поскольку она самый ярким объект ночного неба, и её относительно легко фотографировать по сравнению с другими небесными телами.

Для получения изображения луны Джону Дрейперу потребовалась длительная экспозиция из-за слабого света, отражаемого её поверхностью, которая длилась около 20 минут.

Первая свадебная фотография

Фотография свадьбы королевы Виктории и принца Альберта

Свадьба королевы Виктории и принца Альберта (1840).

Фотография свадьбы королевы и принца была сделана значительно позже самой церемонии, которая состоялась в 1840 году. Тогда фотография была ещё в стадии зарождения, и процесс создания снимка был довольно сложным. Тем не менее именно это фото считается первой фотографией свадьбы в истории.

Самой ранней фотографией члена королевской семьи считается фотопортрет принца Альберта, сделанный Уильямом Констеблом в 1842 году.

Фотография принца Альберта

На тот момент портретная живопись оставалась основным способом передачи образов, но с развитием фотографии, изображения королевской семьи стали более частыми.

Первый президент, который был сфотографирован

Фотография Джона Адамса, шестого президента США

Джон Адамс – шестой президент США (1843).

Фотография Джона Адамса, шестого президента США – самая ранняя из известных фотографий американского президента. Снимок сделан Филиппом Хаасом, немецким фотографом, работавшим в США. Изображение было сделано в 1843 году, через 14 лет после того, как Адамс оставил свой пост президента.

Первая книга, иллюстрированная фотографиями

«Лестница» из книги «Карандаш природы», Уильям Тальбот

«Лестница» из книги «Карандаш природы», Уильям Тальбот (1844).

«Карандаш природы» — первая в мире опубликованная фотокнига, созданная британским учёным и изобретателем Уильямом Тальботом. Книга издана в 1844–1846 годах и состоит из шести выпусков. В ней есть 24 фотогравюры, которые были выполнены методом калотипии — одной из первых фотографических технологий, разработанной самим Тальботом.

Калотипия в отличие от дагеротипии, которая давала одно уникальное изображение, позволяла делать множество отпечатков с одного негатива. Это сделало возможным массовое распространение изображений.

«Стог сена», Уильям Тальбот
«Стог сена»

«Карандаш природы» — не просто коллекция изображений, а первая попытка использовать фотографию как средство передачи визуальной информации через печатное издание.

В то время фотография была в новинку, поэтому некоторым людям трудно было поверить, что такие изображения могли быть созданы без участия художника. Поскольку раньше единственным способом отобразить реальность были рисунок или гравировка, многие сомневались в том, что такие картинки могут быть сделаны «автоматически».

Тальботу даже пришлось объяснять, что фотографии в книге — это отпечатки, полученные только с помощью света, а не рисунки или гравюры.

Первое событийное фото

Первое событийное фото

Арест парижского воришки (1847).

Арест мужчины во Франции – один из самых ранних примеров фотожурналистики. Фотография показывает поимку преступника. На снимке видно, как несколько полицейских ведут мужчину по улице. Снимок стал первым известным примером фотографии, документирующей реальное событие. До этого времени фотографии были в основном портретными или пейзажными.

Первая газетная фотография

Фото Баррикад на улице Сен-Мор

Баррикады на улице Сен-Мор (1848).

Первое фото, напечатанное в газете, известно как изображение баррикад на улице Сен-Мор в Париже. Его выпустила французская газета L’Illustration в 1848 году.

На фотографии показаны уличные баррикады во время Июньского восстания 1848 года во Франции. Снимок отразил волнения и беспорядки, которые происходили в стране в это время из-за закрытия Национальных мастерских.

Поскольку технологии печати изображений в газетах тогда ещё не было, первоначальная фотография была переделана в гравюру, которую затем воспроизвели в газете.

Первые фотографии войны

«Долина теней смерти», Роджер Фентон

«Долина теней смерти», Роджер Фентон (1855).

Первым крупным военным конфликтом, запечатлённым на фотографиях, стала Крымская война. В 1854 году фотограф Роджер Фентон был отправлен в Крым по поручению британского правительства, чтобы получить фотографии британских войск и тем самым снизить непопулярность войны у британцев.

Офицеры штаба генерал-лейтенанта Джорджа Брауна, фотограф Фентон
Офицеры штаба генерал-лейтенанта Джорджа Брауна

Фентон сделал около 360 фотографий, включая известный снимок «Долина теней смерти» — изображение пустой дороги, усеянной пушечными ядрами.

Для работы в полевых условиях у Фентона был специальный фотографический фургон – настоящая мобильная лаборатория. Внутри фургона находилось всё необходимое: химикаты и тяжёлое оборудование, нужные для съёмки и обработки фотографий.

Фургон Роджера Фентона
Фургон Роджера Фентона во время его работы на Крымской войне

Менее известной, но более ранней фотографией военного конфликта называют «Американскую добровольческую пехоту на улице в Сальтильо, Мексика». Она относится к периоду Американо-мексиканской войны. Изображение датируется 1847 годом.

фотография Американо-мексиканской войны

Фотографий, запечатлевших эту войну, сохранилось очень мало. А из-за технических ограничений они не получили такого широкого распространения, как снимки Фентона.

Первые фотографии под водой

Первая подводная фотография

Морское дно, Уильям Томпсон (1856).

Первая подводная фотография была сделана в 1856 году британским фотографом и изобретателем Уильямом Томпсоном. Создание такой фотографии было технически сложной задачей из-за ограничений в технологии и оборудовании. Томпсон поместил камеру в герметичный ящик со стеклом в одной из стенок и опустил её на верёвке на глубину около пяти метров.

Изображение, сделанное Томпсоном, далеко от современного стандарта чёткости. На нём слабо различимы валуны и водоросли. Тем не менее эта фотография стала важным доказательством того, что съёмка под водой возможна даже с использованием технологий XIX века.

Первый фотопортрет под водой

Более чёткий снимок и первый портрет под водой сделал Луи Бутон в 1899 году. На изображении видно человека в тяжёлом водолазном костюме, а на переднем плане — водоросли. Для подсветки использовались магниевые лампы, которые создавали мощные вспышки света под водой.

Первая съёмка с воздуха

Первая фотография с воздуха

«Бостон, как его видит орёл и дикий гусь», Джеймс Блэк (1860).

Первая в мире аэрофотография сделана Джеймсом Блэком в 1860 году. Для съёмки Блэк воспользовался воздушным шаром под названием Queen of the Air, которым управлял Самуэль Кинг. Полёт начался с Бостонской публичной площади.

Фотография сделана с высоты около 366 метров и представляла собой вид на Бостон с высоты птичьего полёта. Учитывая технологические ограничения того времени, изображение было достаточно детализированным, чтобы различать основные улицы и здания города.

Первая цветная фотография

Первая цветная фотография

«Тартановая лента», Джеймс Максвелл (1861).

Фотография сделана в 1861 году шотландским физиком Джеймсом Максвеллом. Изображение считается первой демонстрацией принципа трёхцветной теории зрения, что положило начало развитию цветной фотографии.

Максвелл разработал теорию, согласно которой любой цвет может быть получен путём комбинирования трёх основных цветов: красного, зелёного и синего. Он предположил, что использование этих цветов воспроизводит полный спектр видимых оттенков.

Свою теорию он подкрепил экспериментом. Максвелл снял один и тот же объект три раза через красный, зелёный и синий фильтры. В результате наложения трёх изображений получилось цветное изображение, что продемонстрировало возможность получения цвета на фотографии через такую комбинацию. Для эксперимента был выбран кусок тканевой ленты.

Первая цветная фотография пейзажа

Первая цветная фотография пейзажа

«Вид Ажена», Луи Дюко дю Орон (1877).

Фотография, созданная Луи Дюко дю Ороном в 1877 году, была известна как «Вид Ажена». На этой фотографии изображён вид на город с зелёными деревьями и красными крышами.

Метод Дюко дю Орона основывался на разложении оттенка на три составляющих. Он предложил делать три негатива одного и того же объекта через красный, зелёный и синий светофильтры. Затем, используя специальные технологии печати, каждый снимок окрашивался в соответствующий цвет, а затем они совмещались для получения цветного изображения.

Дюко дю Орон не был первым, кто создал цветную фотографию, но он был одним из первых, кто разработал метод получения цветных изображений, который использовался для печати. В отличие от экспериментов Максвелла, которые в основном были теоретическими, разработки Дюко дю Орона имели более прикладной характер.

Первые фотографии, показывающие движение

Салли Гарднер в галопе

«Салли Гарднер в галопе», Эдвард Мейбридж (1877).

Эдвард Мейбридж стал знаменитым фотографом и новатором в области захвата движения. Его эксперименты впервые показали, что фотография может фиксировать быстрые последовательные действия, которые невозможно увидеть невооружённым глазом.

Проекту Мейбриджа по захвату движения помог обычный спор. Бывший губернатор Калифорнии Лиленд Стэнфорд, страстный любитель лошадей, попросил Мейбриджа помочь разрешить вопрос о том, отрываются ли все четыре ноги лошади от земли во время бега. Оппоненты Стэнфорда утверждали, что лошадь во время галопа всегда касается земли хотя бы одной ногой.

Для этого Мейбридж разработал систему с использованием нескольких камер, срабатывающих последовательно. Он сделал серию фотографий лошади по имени Салли Гарднер на беговой дорожке. Используя 12 камер, он доказал, что в определённый момент все ноги животного действительно находятся в воздухе.

Первое фото молнии

Фото разряда молнии, Уильям Дженнингс

Разряд молнии, Уильям Дженнингс (1882).

Первая фотография молнии сделана Уильямом Дженнингсом в 1882 году. Это была эпохальная фотография, так как до того момента никто не добивался успешной съёмки этого природного явления.

Фотографирование молнии было сложной задачей из-за кратковременности и непредсказуемости вспышек. В конце XIX века фотографы сталкивались с техническими ограничениями, такими как длинные выдержки и низкая чувствительность фотопластин.

Первое фото молнии, Томас Истерли

Более ранние попытки сфотографировать молнию принадлежат Томасу Истерли. В 1847 году ему удалось получить изображение этого явления с помощью дагеротипии. К сожалению, оригинальный дагеротип молнии, сделанный Истерли, не сохранился. На его основе компания Cramer & Gross создала небольшую копию.

Первые опознавательные фото

Первое опознавательное фото

Автопортрет, Альфонс Бертильон (1883).

Альфонс Бертильон был французским криминологом и антропологом, известным своей работой по созданию систематического метода идентификации преступников с помощью фотографий и антропометрии. Его метод, который стал известен как бертильонаж, стал первой научной системой для идентификации.

Бертильон ввёл стандартизированный метод фотографирования преступников. Он придумал систему фронтальных и профильных снимков, которые стали основой для современных идентификационных фотографий.

Первая фотография кота

Первая фотография кота

«Шах», Гарри Пойнтер (1870–1880).

Гарри Пойнтер был английским фотографом, который фотографировал кошек. Его работы стали популярными благодаря их юмористическому и креативному подходу, часто изображая котов в необычных ситуациях или с надписями, которые создавали своеобразные «мемы» своего времени.

Фото котов Гарри Пойнтера

Его снимки стали известны благодаря серии, получившей название «The Brighton Cats», где коты изображались в разных забавных позах и ситуациях. Пойнтер делал специальные открытки с изображениями своих кошек, которые пользовались огромной популярностью среди публики.

Первые цветные фотографии в России

Цветная фотография Льва Толстого

Лев Толстой, Сергей Прокудин-Горский (1908).

Прокудин-Горский — русский фотограф и пионер цветной фотографии, который сделал значительный вклад в развитие этой технологии в России в начале XX века. Он известен своими работами, запечатлевшими разнообразие и богатство жизни в Российской империи.

Асфандияр-хан, фотография Сергея Прокудина-Горского
Асфандияр-хан, правитель Хивинского ханства, Узбекистан

При съёмке Прокудин-Горский использовал метод цветоделения, который изобрёл Джеймс Максвелл. Он основан на съёмке одного и того же объекта через три различных цветных фильтра: красного, зелёного и синего.

Один из самых известных и первых цветных портретов Льва Толстого был сделан Прокудиным-Горским. Он сфотографировал писателя в Ясной Поляне, показав его в привычной обстановке.

Первая фотография катастрофы

Первая фотография крушения самолёта

Крушение самолёта, Карл Клауди (1908).

Карл Клауди – фотограф и публикацист в области авиации, считается первым, кому удалось заснять авиакатастрофу. Падение произошло в 1908, на испытательном полёте самолёта братьев Райт. На борту находились Орвилл Райт (один из братьев) и лётчик Томас Селфридж.

Томас Селфридж стал первой жертвой авиакатастрофы, погибшей в результате аварии, а Орвилл Райт получил серьёзные травмы. Клауди оказался среди зрителей этого испытательного полёта и сумел заснять момент крушения.

Первое фото Северного полюса

Первая фотография на Северном полюсе

«Хенсон и четверо инуитов, члены экспедиции на Северный полюс», Роберт Пири (1909).

Фотография Северного полюса, сделанная Адмиралом Робертом Пири, связана с его экспедицией, которая считается одним из самых известных, но при этом и спорных достижений в истории полярных исследований.

В 1909 году Пири вместе с небольшим отрядом, включавшим Мэтью Хенсона и четырёх инуитов, объявил о достижении Северного полюса. Мэтью Хенсон стал первым афроамериканцем, достигшим полюса вместе с Пири.

Портрет Роберта Пири
Фотография Роберта Пири после возвращения с Северного полюса

Несмотря на фотографические и документальные свидетельства, достижения Пири вызвали споры. Некоторые современные исследователи и историки сомневаются в том, что Пири действительно достиг географического Северного полюса, указывая на несоответствия в его навигационных записях и отчётах о скорости передвижения. Главным его соперником в этом вопросе был Фредерик Кук, который утверждал, что достиг полюса годом ранее.

Первая цифровая фотография

Первая оцифрованная фотография

«Уолден», Рассел Кирш (1957).

Рассел Кирш был инженером и исследователем в Национальном бюро стандартов США. В 1957 году Кирш и его команда разработали первый цифровой сканер. Этот сканер использовался для оцифровки изображений, превращая аналоговые данные в цифровые.

Первым оцифрованным изображением стала фотография сына Кирша — Уолдена Кирша. Это чёрно-белое фото размером 176 на 176 пикселей. Из-за ограничений технологии и низкого разрешения фото было достаточно пикселизированным, с низким уровнем детализации.

Первое фото, сделанное на айфон

Первое фото, снятое на айфон

Дэвид Галлахер (2007).

Дэвид Галлахер, бывший редактор The New York Times, сделал первое фото на iPhone и опубликовал его в интернете. В интервью для издания Motherboard он упомянул, что сфотографировал чашку кофе и тарелку с печеньем во время закрытой презентации Apple. Это был частный показ нового смартфона, который Стив Джобс организовал для прессы.

Хотя это фото фактически не является первым, сделанным на iPhone, оно стало первой фотографией, опубликованной за пределами компании Apple. Галлахер выложил его на сайт Flickr и позднее подписал: «Отправлено с моего iPhone (на самом деле Стива)».