Берестяные грамоты мальчика Онфима: Древняя Русь глазами ребёнка
Берестяные грамоты мальчика Онфима — археологические находки из Великого Новгорода, датируемые XIII веком. Представляют собой тексты, выцарапанные на бересте, а также детские рисунки. Онфим, судя по характеру его работ, был маленьким мальчиком около 6–7 лет, учившимся писать. Его грамоты были найдены во время археологических раскопок в 1956 году.
Грамоты Онфима — важные свидетельства быта детей в Древней Руси, они показывают, что обучение грамоте начиналось с раннего возраста, и что дети, подобно современным, любили рисовать и фантазировать.
Что такое берестяные грамоты и для чего они использовались
Берестяные грамоты — это записи, сделанные на коре берёзы (бересте), которые использовались в Древней Руси с XI по XV век для различных целей. Они представляют собой уникальные источники информации о жизни, языке и культуре того времени.
Для создания грамот старались использовать тонкие, ровные куски бересты, которые снимались с молодых деревьев. Бересту тщательно подготавливали: очищали от грубых слоёв и разглаживали, чтобы поверхность была удобной для письма. Иногда бересту варили в воде для большей эластичности материала.
Для записи на бересте использовался острый инструмент, который называли писалом. Это металлический или костяной стержень с заострённым концом, которым выцарапывали буквы и символы.
Тексты на берестяных грамотах писались на внутренней стороне коры — на том слое, который прилегал к древесине. Внутренняя сторона бересты была более гладкой по сравнению с внешней, что делало её удобной для выцарапывания текста. Внешняя сторона бересты, которая обращена наружу, обычно более шероховатая и неровная, поэтому её редко использовали для письма.
Слова, как правило, не разделялись пробелами. Это типично для древнерусской письменности. В грамотах текст писался подряд, без специальных знаков для разделения слов. Такой способ письма требовал от читателя хорошо владеть языком, чтобы он мог правильно интерпретировать текст, основываясь на контексте.
Берестяные грамоты — это важный источник для изучения повседневной жизни и культуры средневековой Руси. Они дают редкий и подробный взгляд на жизнь простых людей в то время. По сути, это личные письма, в которых друзья, родственники, деловые партнёры и даже любовники обменивались информацией.
Грамоты иллюстрируют повседневные заботы, интересы и мировоззрение средневековых людей. В таких письмах люди обсуждали бытовые дела, давали указания, описывали имущество, писали заговоры и делали предложения о замужестве.
На сегодняшний день найдено более 1200 берестяных грамот, среди которых есть уникальная грамота-иконка с изображением святой Варвары и Иисуса Христа. Большинство из них обнаружено в Новгороде – это главное место находок благодаря благоприятным условиям для сохранения бересты в почве города. В почве в Новгороде много глины, которая удерживает влагу. Влажные условия предотвращают доступ кислорода, который запускает процесс гниения и разрушения органических материалов.
Берестяные грамоты – уникальный источник данных об уровне грамотности средневековых новгородцев. Они показывают, что грамотность в Древней Руси была более распространённой, чем предполагалось ранее. Грамотными были не только представители элиты, но и простые горожане.
Также из грамот можно узнать о социальных отношениях, положении женщин, семейных и деловых связях. Например, некоторые письма написаны женщинами, что свидетельствует о том, что женщины в Новгороде тоже могли быть грамотными и занимать активную роль в общественной жизни.
12 берестяных грамот мальчика Онфима
Грамоты Онфима — уникальный случай, когда записи, сделанные ребёнком в средневековый период, сохранились до наших дней. Археологам очень редко удаётся найти свидетельства детского творчества, тем более в таком количестве и разнообразии. Грамоты Онфима создают ощущение личного присутствия человека из далёкого прошлого. Его подписи и рисунки будто связывают нас с этим мальчиком, жившим более 750 лет назад.
Рисунки Онфима ценны как редкий пример средневекового детского искусства. Эти изображения говорят не только о том, как Онфим учился писать, но и о том, как он представлял окружающий мир. Сочетание воображаемых существ, воинов на конях и автопортретов делает его грамоты важными как для истории искусства, так и для изучения детского восприятия в Средневековье.
Всего найдено 12 грамот, принадлежащих Онфиму. Эти грамоты датируются примерно 1240–1260 годами. Они были найдены в Великом Новгороде, на раскопе Неревский (Усадьба «И»). Скорее всего, Онфим просто выбросил грамоты после того, как они выполнили свою функцию, как это было принято в то время.
Берестяные грамоты часто использовались для временных записей или писем, которые, достигнув адресата, могли быть просто выброшены или зарыты в землю. Учитывая, что грамоты Онфима содержат решения учебных упражнений, их могли выбросить после завершения занятий. Тот факт, что они оказались в культурных слоях города, подтверждает, что их не планировали хранить долго.
Иногда берестяные грамоты разрезали или разрывали перед тем, как выбросить, чтобы их никто случайно не прочитал. Это делалось для защиты информации, особенно в деловых или личных письмах, которые могли содержать важные сведения, например, финансовые расчёты, договоры или интимные сообщения.
У берестяных грамот есть специальная нумерация. Их стали пронумеровывать в хронологическом порядке их находки для удобства учёта, классификации и систематизации. Берестяные грамоты Онфима имеют нумерацию с 199 по 210, а также 331.
Грамота №199
Одна из самых известных и интересных среди находок грамот Онфима, написанная на донце туеска (традиционного русского сосуда для хранения продуктов). Использование донышка ёмкости подчёркивает, что детям для упражнений давали всё, что было доступно для практики письма, а не только бересту.
На одной стороне донца Онфим выписывает азбуку, а потом пишет склады: ба ва га да жа за ка ла ма на па ра са та оа ха ца ча ша ща и т. д. На другой стороне мальчик пишет типичное письменное приветствие того времени: «Поклон от Онфима к Даниле». Данила, вероятно, был его другом или одноклассником.
На этой же стороне изображено животное, которое выглядит довольно схематично. У него заметны уши, морда, из пасти высовывается язык или что-то похожее на пламя. У животного четыре лапы и закрученный хвост. Рисунок напоминает мифологическое или фантастическое существо, что указывает на влияние фольклора или сказок. Чтобы никто не перепутал это животное с лошадью, Онфим подписывает рисунок фразой: «Я зверь».
Грамота №200
На этой грамоте Онфим сначала выписывает начало азбуки, но затем, как будто устаёт, и от скуки переключается на рисование. Он изображает себя в образе всадника, сидящего на лошади. Ниже виден враг, который уже лежит на земле, поражённый копьём Онфима, что демонстрирует победу мальчика в военной схватке. Рядом со всадником Онфим пишет своё имя: «Онфиме».
Изображение показывает, что Онфим восхищался героями и воинами, о которых слышал от взрослых. Как и многие дети, он использовал своё воображение, чтобы представить себя победителем. Сцена сражения говорит о том, что в средневековом обществе существовали определённые идеалы мужественности и героизма, которые могли вдохновлять детей.
Грамота №201
На грамоте Онфима №201 отсутствуют рисунки. На ней есть только буквы и склады. Эта грамота считается учебной, её основное содержание связано с практикой письма. Сначала мальчик пишет азбуку, а затем склады. Похожая грамота без рисунков имеет номер №204. На грамотах №207, 208 и 331 есть фрагменты литургического текста, написанные Онфимом. На них также нет рисунков.
Грамота №202
Здесь Онфим пишет: «На Дмитре взять должки», то есть «Взыскать с Дмитра должки» и сопровождает текст изображением двух человечков. Хотя грамота принадлежит ребёнку, текст носит взрослый характер и, возможно, является результатом того, что Онфим копировал или тренировался писать фразы, услышанные от взрослых. В средневековом Новгороде долговые отношения были довольно распространёнными, и даже дети могли быть свидетелями таких разговоров.
Также на грамоте нарисованы два человечка. Как и в других рисунках Онфима, фигуры выполнены схематично, но хорошо узнаваемы. Особенность, которая сразу бросается в глаза, — это руки, похожие на грабли или вилы. Можно сказать, что изображение рук с разным количеством пальцев — это авторский стиль Онфима, поскольку он рисует их так и на других грамотах.
Грамота №203
Берестяная грамота с молитвенной формулой, в которой написано: «Г(оспод)и помози рабу своему Онеиму», что означает «Господи, помоги рабу своему Онфиму». Такая формула имела в древней Руси значение подписи.
На грамоте можно увидеть изображение двух человечков: один, вероятно, сам Онфим, нарисован в левом нижнем углу с поднятыми руками. Второй человек, изображённый справа, нарисован абстрактно с множеством линий. Существуют версии, что на рисунке изображён всадник на коне, дерево или человек, сжигаемый на костре.
Грамота №205
Грамота №205 — это ещё один пример сочетания детского обучения и творчества. Она особенно интересна тем, что представляет собой не только учебное задание, но и содержит незаконченный рисунок.
В верхней части грамоты Онфим написал алфавит. Закончив его, ниже он добавил буквы «он» — это первые буквы его собственного имени. После этого Онфим попытался написать следующую букву — «фиту», но остановился, и буква осталась незавершённой. Здесь он хотел написать своё имя полностью, но, возможно, отвлёкся или переключился на другую задачу.
В нижней части грамоты Онфим начал рисовать ладью. Они были важной частью новгородской жизни, и Онфим наверняка часто видел их на реке Волхов. Мальчик изобразил высоко поднятые и изогнутые нос и корму, что было характерно для этих судов. В передней части ладьи нарисовано два весла.
Грамота №206
Здесь Онфим пишет фрагмент из тропаря (краткое молитвенное песнопение): «Иже в шестый час…», а затем упражняется в складах. На грамоте также изображены шесть схематичных человечков. Эти рисунки выполнены в узнаваемом стиле Онфима. Человечки стоят в ряд, и можно предположить, что они могут изображать людей, возможно, участников какого-то события.
Рисунки людей говорят о том, что, несмотря на серьёзное содержание текста, Онфим оставался ребёнком, который любил воображать. Возможно, человечки на грамоте могут быть связаны с темой молитвы или просто представляют сцену, которая была в его фантазии.
Грамота №210
Фрагмент грамоты №210 содержит рисунок человечка, тянущего руку к другому человеку, от которого осталась только рука. Ниже находится подпись «(п)авле». Вероятно, это имя друга Онфима — Павел. Буква «п» в начале подписи не сохранилась, как и часть рисунка выше.
Рисунки Онфима
Кроме грамот с текстами, у Онфима были грамоты, на которых находились только рисунки. Это уникальные примеры детского творчества, где он не выполнял упражнения с азбукой, сосредоточившись исключительно на рисовании. Они показывают, как дети, подобные Онфиму, выражали себя, создавая сцены из воображаемых сражений.
Центральной частью этого рисунка является изображение двух всадников, которые сидят на одной лошади. Оба персонажа широко раскинули руки. Туловище лошади удлинено по сравнению с обычной пропорцией. Это характерно для детских рисунков, где дети иногда преувеличивают размеры и формы объектов, чтобы лучше передать идею или событие, которое они изображают. На заднем плане можно увидеть ещё одного всадника, который значительно меньше по размеру.
Здесь Онфим изображает битву с тремя всадниками. Рисунок является одним из наиболее захватывающих среди его произведений. Он передаёт воображаемое или даже реальное событие глазами ребёнка, используя схематичные, но выразительные образы.
В центре сцены показаны трое всадников, сидящих на лошадях. Головы всадников круглые, у лошадей овальные или треугольные. Конечности — нарисованы в виде прямых линий. Этот минимализм, однако, не лишает рисунок динамики.
Стрелы в воздухе усиливают ощущение действия и битвы. Онфим, возможно, хотел передать бурю событий, изображая сражение в самом разгаре. Летящие стрелы добавляют напряжения и движения в сцену. Под копытами лошадей лежат поверженные враги. Их количество точно не определено, так как рисунок выполнен в очень упрощённой манере.
Главная фигура этого изображения – всадник, сидящий на одной лошади. Персонаж изображён просто: голова вместе с ногами сделана одной линией, руки – палочки с тремя пальцами. Тело лошади вытянуто, голова и ноги изображены простыми линиями, но при этом она явно узнаваема как лошадь.
Всадник держится за узду, что подчёркивает его контроль над животным. Вторую лошадь тот же всадник ведёт под уздцы. Наличие двух лошадей в одной сцене показывает, что Онфим стремился изображать сложные ситуации. Возможно, мальчик пытался изобразить воина, возвращающегося с похода или готовящегося к битве.
Рисунок Онфима с изображением двух человеческих фигур. Эти персонажи выделяются на фоне других детских рисунков Онфима своим размером. Он явно преувеличен по сравнению с реальными пропорциями людей. Здесь Онфим пошёл немного дальше и добавил одной из фигур зрачки, что делает изображение более сложным.
На этом рисунке показаны фигуры двух воинов. Их шлемы выделяются как наиболее проработанный элемент. Они изображены довольно точно и напоминают древнерусские шлемы, которые имели вытянутую форму, плавно заканчивающуюся острым стержнем. Скорее всего, Онфим часто видел воинов на улицах Новгорода и внимательно наблюдал за их экипировкой.
Заключение
Рисунки и грамоты Онфима имеют большое историческое, культурное и научное значение для нашего времени по нескольким ключевым причинам.
- Взгляд ребёнка на Древнюю Русь: его грамоты предоставляют уникальную возможность увидеть, как ребёнок средневекового Новгорода воспринимал окружающий мир, включая воинов, животных, бытовые сцены и элементы обычной жизни.
- Редкий источник творчества ребёнка: рисунки Онфима — это редчайший пример детского творчества, сохранившегося с древних времён. Это позволяет историкам и антропологам изучать особенности детского мышления и художественного выражения того времени.
- Подтверждение деталей быта: некоторые его рисунки точно отражают элементы материальной и военной культуры Древней Руси, что подтверждает подлинность многих археологических находок.
- Образовательный контекст: грамоты, содержащие алфавит и учебные записи, показывают, как проходил процесс обучения в Новгороде, и демонстрируют уровень грамотности и системы обучения в то время.
- Социальные и культурные связи: личные сообщения и обращения к другим людям, такие как «поклон от Онфима к Даниле», дают представление о коммуникациях среди взрослых и детей в средневековом обществе.