Как Марсель Дюшан перевернул писсуар и историю искусства
«Фонтан» Марселя Дюшана (Marcel Duchamp Fountain) — знаменитое произведение, созданное в 1917 году французским художником Марселем Дюшаном. Он представляет собой обычный писсуар из фарфора, который был перевёрнут и подписан псевдонимом «R. Mutt» в переводе «Р. Дурак». «Фонтан» стал одним из самых известных и скандальных произведений искусства XX века.
В 1917 году Дюшан анонимно отправил его на выставку Общества независимых художников в Нью-Йорке, которое стремилось реформировать традиционную систему художественных выставок и предоставить платформу для новых, экспериментальных форм искусства. По правилам выставки кураторы должны были выставлять любые работы, чьи авторы внесли взнос, но «Фонтан» так и не был показан публике.
Дюшан сам был одним из основателей Общества, но отправил «Фонтан» на выставку под псевдонимом. Он хотел проверить, насколько действительно Общество придерживается своих заявленных принципов — принимать все работы без жюри и отбора.
Кураторы выставки не давали официального отказа, но на тот момент идея «реди-мейд» (готовых объектов, превращённых в искусство) была радикально новой. Они, вероятно, не были готовы принять столь нетрадиционный подход к искусству. Кроме того, «Фонтан» был намерено провокационным. Его демонстрация могла вызвать непредсказуемую реакцию публики.
Также, исходя из своего субъективного мнения об искусстве, организаторы выставки могли посчитать «Фонтан», представляющий собой перевёрнутый писсуар, банальным и нехудожественным. Отказ принять «Фонтан» на выставку вызвал споры о том, что считается искусством и кто имеет право это определять.
Сегодня «Фонтан» Марселя Дюшана рассматривается как символ дадаизма — художественного течения, характеризующегося отказом от классических форм и принципов искусства. До сих пор он вызывает дискуссии об искусстве, его ценности и роли в обществе.
История создания
В 1915 году Дюшан переехал в Нью-Йорк, где познакомился с Франсисом Пикабиа, Маном Рэем и Беатрис Вуд. Вместе они начали развивать идеи дадаизма – анархического и нонконформистского движения, которое ставило под сомнение устоявшиеся ценности искусства.
Это движение также называли «Дада» — авангардное культурное течение, которое охватывало литературу, изобразительное искусство и театр. «Дада» было реакцией на ужасы Первой мировой войны и выражало протест против канонов и буржуазных ценностей, в том числе искусства, культуры и политики.
Дадаисты утверждали, что искусство должно быть свободным от любых стереотипов. Они стремились разрушить привычные формы и техники. Работы дадаистов отличались абсурдностью, иронией и намеренным бессмыслием.
Дюшан активно использовал иронию и игру в своих работах. Его произведения часто были наполнены юмором, двоякими значениями и провокациями. Это соответствовало духу дадаизма, который стремился подрывать пафос традиционного искусства.
В 1917 году, готовясь к выставке Общества независимых художников, Дюшан решил подать объект, который мог бы служить радикальным примером его концепции реди-мейд.
Согласно распространённой версии, Дюшан вместе с художником Джозефом Стеллой и коллекционером Уолтером Аренсбергом купил писсуар у фирмы JL Mott Iron Works, одного из крупнейших производителей сантехники в Нью-Йорке.
Приобретённый писсуар Дюшан принёс в студию и перевернул его на 90 градусов. Затем он подписал его псевдонимом «R. Mutt» и датировал 1917 годом. Таким образом, Дюшан поменял функциональное значение предмета и сделал из него объект для созерцания.
Псевдоним «R. Mutt», которым Марсель Дюшан подписал «Фонтан», имеет несколько интерпретаций. «R. Mutt» – искажение названия компании JL. Mott Iron Works, производителя сантехники. Сам Дюшан отмечал, что если бы подписал писсуар «Mott», то это было бы слишком очевидно, поэтому он изменил его на «Mutt», по аналогии с ежедневным комиксом «Mutt and Jeff», который был хорошо известен в то время.
Буква «R» – сокращение от имени «Richard», что на французском сленге означало «денежный мешок». Это было подходящее имя для писсуара, говорил Дюшан.
Подача произведения на выставку
В 1917 году Марсель Дюшан предпринял попытку показать свой провокационный объект «Фонтан» на выставке Общества независимых художников, которое он сам помогал организовывать и где был одним из членов-основателей. По правилам, любой художник, заплативший членский взнос в $6, мог представить своё произведение, и оно должно быть выставлено без отбора жюри. Дюшан заплатил взнос, но подал «Фонтан» анонимно, подписав его псевдонимом.
Когда члены комитета, в том числе и друзья Дюшана, увидели «Фонтан», они решили, что этот объект не подходит для художественной выставки. Несмотря на правило, что все работы должны быть приняты без отбора, они сочли писсуар неподобающим и отказались его выставлять. Вот, что говорил об этом сам Дюшан.
«Нет, она не отклонена. Работа не может быть отклонена Независимыми. Она была просто подавлена. Я был в жюри, но со мной не консультировались, потому что они не знали, что это я её отправил. Я написал на ней имя «Матт», чтобы не было понятно, что я автор. Фонтан просто спрятали, и на протяжении всей выставки я не знал, где он находится.»
После отказа выставить «Фонтан» Марсель Дюшан вышел из Общества независимых художников. Он был разочарован решением комитета и воспринял это как нарушение принципа, на котором основывалось организация, а именно принятия всех произведений искусства без контроля жюри.
Реакция дадаистов
Дадаисты поддержали Дюшана в его стремлении изменить общепринятые представления. Они видели в этом подтверждение своих идей и считали, что официальные художественные институты ограничены в понимании искусства. Дадаисты хотели показать, что искусство – это любой объект, выбранный художником, и что важна не столько форма, сколько идея и контекст.
Жаркие споры разгорелись после выхода второго выпуска журнала «The Blind Man». Выпуск защищал «Фонтан» Дюшана и его идеи. В нём было несколько статей от писательницы Луизы Нортон, авангардной художницы Беатрис Вуд и коллекционера Уолтера Аренсберга. Также выпуск включал фотографию «Фонтана» и письмо Альфреда Стиглица, известного фотографа и влиятельного деятеля в мире искусства, где он поддерживал Дюшана и его переосмысление искусства.
Фотография «Фонтана», которую сделал Стиглиц, была размещена в журнале и сопровождалась статьёй «The Richard Mutt Case» («Дело Ричарда Мaтта»). Предположительно её написала Беатрис Вуд. В статье перечислены несколько тезисов в защиту произведения Дюшана.
«Сделал ли мистер Матт фонтан своими руками или нет, не имеет значения. Он сам его ВЫБРАЛ. Он взял обычный бытовой предмет и расположил его так, что его практическое значение исчезло. Теперь с новой точки зрения этот объект получил новое осмысление.»
Автор статьи также утверждал, что «Фонтан» сам по себе не имеет никакой моральной или аморальной составляющей. Он – всего лишь объект, писсуар, который был переосмыслен и представлен как искусство. Любая моральная оценка, данная этому объекту, является результатом субъективного восприятия зрителей.
«Фонтан мистера Матта аморален не больше, чем аморальна ванна, которую вы каждый день видите в витринах магазинов сантехники. Говорить об этом – просто абсурд.»
В чём смысл «Фонтана» Марселя Дюшана
Марсель Дюшан видел своё произведение как радикальный вызов традиционным представлениям об искусстве. Он хотел показать, что искусство может быть создано из любого объекта, если его контекст и восприятие изменены. Дюшан считал, что концептуальный аспект и идея произведения важнее его физического воплощения. Тем не менее смысл «Фонтана» многослоен и включает несколько ключевых аспектов.
«Я швырнул им в лицо писсуар, и теперь они восхищаются его эстетическим совершенством.»
Марсель Дюшан
Переосмысление природы искусства
Дюшан хотел изменить устоявшиеся взгляды на искусство. Он утверждал, что сам выбор объекта и его представление в новом контексте являются художественным актом, а художник – это тот, кто наделяет объект новым значением и концепцией.
Так «Фонтан» призывает зрителей задуматься о том, что определяет объект как искусство: его эстетическая ценность или концептуальная идея.
Ready-made
«Фонтан» – один из первых и самых известных примеров «реди-мейда» (ready-made) – термина, введённого Дюшаном для обозначения обычных промышленных или бытовых объектов, которые, будучи избранными и переименованными художником, превращаются в искусство. Такой подход подрывал привычные понятия оригинальности и авторства.
Игра с контекстом
Дюшан взял обыденный предмет – писсуар – и поместил его в художественное пространство, тем самым изменив его восприятие. В обычном месте писсуар был бы воспринят как утилитарный предмет, но в галерее он становится предметом созерцания.
Критика художественных институтов
Прислав «Фонтан» на выставку Общества независимых художников, Дюшан хотел проверить готовность жюри принять любое произведение без отбора, как они заявляли. Когда «Фонтан» был отвергнут, это разоблачило ограниченность художественных институтов. Дюшан таким образом критиковал их неспособность выйти за рамки устоявшихся норм и признать новые формы.
Концептуальный аспект
«Фонтан» затрагивает концептуальные вопросы о творчестве и восприятии. Он воплощает идею, что искусство – это не только то, что создано руками художника, но и то, что задумано и представлено как искусство.
Своим «Фонтаном» Дюшан изменил ход истории искусства, показав, что оно может быть чем-то более глубоким, чем просто эстетическое удовольствие.
Эта концептуальная революция открыла путь для многих будущих направлений, таких как сюрреализм, поп-арт, флюксус. Отчасти духом дадаизма были вдохновлены постмодернисты.
Интерпретации «Фонтана»
Произведение Марселя Дюшана интерпретировано множеством различных способов. Это подчёркивает многозначность «Фонтана», а также его способность вызывать разные ассоциации.
Мадонна
Некоторые критики видели в «Фонтане» облик Мадонны, если его рассматривать в определённой перспективе. Форма писсуара, установленного на боку, может напоминать голову и плечи фигуры в капюшоне или покрывале.
Такая интерпретация показывает провокационный характер работы Дюшана. Он превращает утилитарный объект в нечто сакральное и вызывает столкновение священного и обыденного.
Будда
Другие интерпретации связывают произведение с изображением Будды. В перевёрнутом писсуаре некоторые видят фигуру, сидящую в медитативной позе. Это восприятие добавляет ему духовный аспект, связывая его с идеями просветления.
Женское тело
Также в «Фонтане» видели отсылки к женскому телу. В определённых ракурсах он может напоминать женскую фигуру, что добавляет произведению дополнительный эротический слой. Писсуар, традиционно ассоциирующийся с мужским туалетом, но приобретает новое «женское» значение в художественном контексте.
Скульптура
Писсуар Дюшана напоминает скульптуру. Название «Фонтан» усиливает такую интерпретацию, предлагая зрителям увидеть знакомый предмет в новом свете и задуматься о его эстетике.
Назвав писсуар «Фонтаном», Дюшан использовал ироничный подход. Фонтан традиционно ассоциируется с красотой и грацией, тогда как писсуар – это утилитарный предмет, связанный с личной гигиеной. Контраст демонстрирует абсурдность произведения, заставляя зрителей пересмотреть свои мнения о том, как может выглядеть искусство.
Символ очищения
Вода, связанная с функцией писсуара, может быть интерпретирована как символ чистоты. То есть «Фонтан» можно рассматривать как метафору для очищения искусства от старых канонов.
Критика «Фонтана»
«Фонтан» Марселя Дюшана, ставший одной из самых знаменитых и обсуждаемых работ XX века, подвергся разной критике, отражающей много мнений и эмоциональных реакций.
Отказ от традиционных техник
Многие критики утверждали, что «Фонтан» не является искусством, поскольку это просто готовый утилитарный объект, писсуар, а не созданная художником скульптура или картина. Они считали, что для произведения искусства необходимо проявление мастерства художника.
Коммерциализация искусства
Некоторые критики видели в «Фонтане» символ коммерциализации. Использование готового промышленного объекта представлялось им примером превращения искусства в товар, лишённый индивидуальности.
Провокация и цинизм
Многие воспринимали писсуар как чисто провокационный жест, не имеющий глубокого художественного смысла. Они видели в работе Дюшана проявление цинизма, считая его действие просто насмешкой над зрителями.
Непристойность и моральные нормы
«Фонтан» считали непристойным и нарушающим общественные моральные нормы. Писсуар как объект ассоциировался с туалетной темой, что для многих казалось неприемлемым в контексте выставки.
Антиэстетизм
Работа подвергалась критике за антиэстетизм, то есть за намеренное отрицание красоты и гармонии, так ценимых в искусстве. Некоторые критики утверждали, что писсуар лишён эстетических качеств и потому не может быть искусством.
Где сейчас находится «Фонтан»
Оригинальный «Фонтан» Марселя Дюшана, представленный в 1917 году, был утрачен. Существует несколько версий о том, что могло случиться с произведением. Одна из них заключается в том, что писсуар был уничтожен или потерян после отказа его выставлять на выставке независимых художников.
Вторая версия говорит о его исчезновение после фотосессии. В 1917 году фотограф Альфред Стиглиц сфотографировал «Фонтан» для журнала «The Blind Man». После этого объект был оставлен на месте или утерян. Подтверждённой информации о том, что случилось с оригиналом нет.
Копии других художников
Поскольку оригинал был утерян, Марсель Дюшан делал реплики своего произведения сам. Также известно о 17 копиях «Фонтана», созданных под его надзором или с его одобрения.
Артуро Шварц, итальянский арт-дилер, сыграл ключевую роль в создании серии копий в 1964 году. Реплики, созданные с одобрения самого Дюшана, помогли сохранить историю произведения. Эти копии были проданы крупным музеям и частным коллекционерам.
Влияние
«Фонтан» оказал огромное влияние на последующее развитие современного искусства и стал источником вдохновения для многих художников, которые начали активно использовать образ «Фонтана» в своих творческих актах.
- Авдей Тер-Оганьян представил перформанс «Не фонтан» в 1991 году. В рамках этого проекта он предлагал посетителям помочиться в писсуар, который был выставлен в галерее.
- На Венецианской биеннале в 1993 году артист Кенделл Гирс совершил акт, который стал одним из самых обсуждаемых событий той выставки. Гирс подошёл к писсуару, установленному в выставочном пространстве, и помочился в него.
- Французский художник Пьер Пиночелли совершил один из самых известных актов вандализма в современном искусстве, когда разбил молотком две реплики «Фонтана». Первый инцидент произошёл в городе Ним, а второй в Центре Помпиду в Париже в 2006 году.
Перформанс Авдей Тер-Оганяна в 1993 году с разбитым писсуаром под названием «Проблемы реставрации произведений современного искусства».
Тер-Оганян представил, что произойдёт, если «Фонтан» Дюшана разобьётся. Он задался вопросом, как поступят музейные работники – склеят ли старый экземпляр или купят новый. Художник предполагает, что они выберут самый нелепый вариант – изготовят копию.
Заключение
«Фонтан» Марселя Дюшана стал поворотным моментом в истории современного искусства, бросив вызов консервативным представлениям о том, что может называться искусством. Этот объект, символизирующий концепцию реди-мейд, показал, что обычные предметы могут стать произведениями благодаря контексту и интерпретации.