Как «Обнажённая, спускающаяся по лестнице» Марселя Дюшана вызвала скандал в мире искусства
«Обнажённая, спускающаяся по лестнице» (1912) – одно из знаковых произведений Марселя Дюшана. В этом полотне Дюшан совмещает черты кубизма и футуризма, стремясь передать движение фигуры, а не её статичное изображение. Работа вызвала значительный резонанс, поскольку она нарушила традиционные представления о том, как следует изображать человеческое тело.
Что изображено на картине
На картине Дюшана показана фигура человека, который движется вниз по лестнице. Но вместо привычного изображения тела мы видим череду наложенных друг на друга форм, напоминающих силуэты и контуры в движении. Каждая фигура как бы показывает разные моменты движения, из-за чего создаётся впечатление, будто персонаж постепенно идёт вниз.
Движение обнажённой женщины показано последовательно и исполнено разными геометрическими формами – это искажённые цилиндры и конусы, которые перекрывают друг друга. Эти наложенные формы образуют как бы «кадры», похожие на остановленные моменты из фильма. Фигура будто растворяется, сливается с движением, так что мы уже не видим чёткого силуэта человека, а воспринимаем картину скорее как игру ритма. В итоге персонаж превращается в абстрактный, «ломаный» образ, словно механическое существо, движущееся вниз.
Также Дюшан использует линии, чтобы усилить ощущение движения. Они подчёркивают траекторию, указывая путь, по которому движется фигура. В картине видно много дугообразных линий, которые ведут взгляд зрителя сверху вниз. Они добавляют динамику, как если бы мы наблюдали за оставленным позади «следом». Эти дуги и изгибы намекают на плавный, текучий спуск девушки по лестнице, а также помогают зрителю представить, как именно она идёт.
Пунктирные линии на картине показывают движение таза фигуры. Они дают почувствовать ритм и угадать направление движения. Линии придают картине игривости и дают зрителю ощущение равновесия, помогая понять, как тело спускается, смещая вес с одной ноги на другую.
Фигура идёт по диагонали из верхнего левого угла в правый нижний, и её движение создаёт ощущение оборота против часовой стрелки. Дюшан использует силуэты так, что они формируют спиралевидный ритм, будто фигура вращается вокруг своей оси.
Ощущение вращения также поддерживается наклоном линий и плавным «сдвигом» положения тела, создавая у зрителя ощущение, будто фигура не просто идёт вниз, но и постепенно поворачивается, как если бы каждый шаг сопровождался лёгким разворотом.
Лестница в картине Дюшана хоть и кажется второстепенным элементом, но играет важную роль в создании динамики и организации композиции. Она подчёркивает спуск фигуры, формируя диагональную линию и визуально связывает изображение с реальной обстановкой, несмотря на его абстрактность.
Мы не видим лестницы детально, но ощущаем её присутствие как ритмическую основу, которая поддерживает ось, направляющую взгляд зрителя от левого верхнего угла к правому нижнему. Такой приём создаёт эффект «неопределённой» сцены, в которой лестница – лишь призрачный ориентир.
В верхнем правом углу картины заметен небольшой фрагмент лестницы, или её намёк, которая поддерживает идею пространства и пути, по которому идёт фигура. Этот элемент помогает задать начальную точку движения, делая картину более «глубокой».
Хотя верхняя лестница не прорисована детально, её присутствие показывает высоту картины: персонаж как будто находится в середине пути, которое завершится в правом нижнем углу.
В каком стиле написана картина
Картина создана в сочетании кубизма и футуризма, что делает её одной из самых смелых и новаторских работ своего времени. Дюшан экспериментировал с этими двумя авангардными стилями, объединяя их, чтобы достичь нужного эффекта.
- Кубизм: влияние кубизма заметно в том, как Дюшан делит фигуру на геометрические формы, напоминающие цилиндры и конусы. Дюшан исследует объект с разных сторон одновременно, поворачивая его на плоскости, но при этом изображение везде остаётся объёмным.
- Футуризм: от футуризма картина берёт динамику и акцент на движении. Дюшан изображает процесс спуска, а не статичный момент. Футуризм хотел выразить стремительность и энергию современной жизни, и Дюшан вносит это в свою работу через повторение и наложение силуэтов, как в хронофотографии.
- Хронофотографический приём: этот стиль можно также назвать «хронофотографическим» по технике, поскольку работа напоминает серию фотографий, следующих друг за другом, чтобы зафиксировать разные моменты движения. Это создаёт эффект времени, когда зритель видит все фазы спуска одновременно.
История картины
Марсель Дюшан завершил работу в 1912 году и вскоре представил её на ежегодной парижской выставке Салон Независимых, надеясь, что она привлечёт внимание публики и критиков. Картина вызвала бурную реакцию и была встречена неоднозначно, особенно среди художников-кубистов, которые, казалось бы, могли её поддержать.
Салон Независимых, Париж, 1912
На Салоне Независимых работа была отвергнута как кубистами, так и футуристами. Кубисты считали, что картина не соответствует духу кубизма. Их смущало чрезмерное использование динамики, которая была ближе к идеям футуризма. Кубисты, как правило, изображали объекты и фигуры более статично.
В картине есть влияние футуристической динамики, однако для футуристов характерны яркие цвета, а у Дюшана палитра была скорее приглушённой. Кроме того, сам Дюшан отрицал, что вдохновлялся при создании картины футуризмом. Такие разногласия привели к тому, что его картина оказалась вне существующих на тот момент художественных категорий.
Куратор Салона через братьев Марселя Дюшана призвал художника либо изменить название, посчитав его слишком литературным, либо добровольно снять картину, чтобы избежать непонимания.
«Я ничего не сказал своим братьям. Но я сразу же отправился на выставку и забрал свою картину домой на такси. Могу вас заверить, это действительно был поворотный момент в моей жизни. Я понял, что после этого меня не будут особо интересовать всякие объединения».
Арсенальная выставка, Нью-Йорк, 1913
Настоящий успех пришёл к картине на Арсенальной выставке 1913 года в Нью-Йорке, которая стала историческим событием, познакомив американскую публику с авангардным европейским искусством. «Обнажённая, спускающаяся по лестнице» заняла центральное место на выставке и вызвала настоящий фурор. Американская публика, которая только знакомилась с современным искусством, была ошеломлена новой формой и стилем картины. Критики и зрители высказывались о работе по-разному: от восхищения до полного неприятия, что только подогрело интерес.
Картину описывали как «взрыв на заводе по производству черепицы». Она также получала множество комментариев и пародий, иронично подшучивающих над её абстрактной формой. Такое неоднозначное внимание сделало картину популярной и принесло Дюшану известность.
Один из самых известных моментов на выставке связан с её посещением Теодором Рузвельтом, бывшим на тот момент президентом США. Рузвельт сравнил картину Дюшана с индейским ковриком в своей ванной, намекая на то, что предметы народного искусства кажутся ему более понятными и логичными, чем современные авангардные произведения.
«В моей ванной лежит отличный коврик индейцев навахо, который при любой интерпретации с точки зрения кубизма является более приятной для глаза декоративной картиной. Если по какой-то неведомой причине кому-то взбредёт в голову назвать мой коврик «Одетым, поднимающимся по лестнице», смысла в этом будет столько же, как в данном случае. C точки зрения терминологии любое название окажет одинаковое воздействие, но с точки зрения художественной ценности коврик навахо бесконечно превосходит эту картину».
Где сейчас находится картина
После выставки в Нью-Йорке картину приобрёл адвокат и торговец искусством Фредерик Торри, который в 1919 году продал её американским коллекционерам Луизе и Уолтеру Конраду Аренсберг. В настоящее время «Обнажённая» Дюшана находится в коллекции Художественного музея Филадельфии, в США. Она перешла в музей от Аренсбергов по наследству в 1954 году и с тех пор стала одной из знаковых работ в его коллекции современного искусства.
В чём особенность картины
Специфичность картины Марселя Дюшана заключается в её новаторском подходе. Работа стала знаковой в истории искусства благодаря нескольким ключевым аспектам. «Обнажённая, спускающаяся по лестнице» не просто движется, она исследует время, пространство, человеческое тело и их представление через призму новых технологий и художественных направлений.