Пещера Ласко (Lascaux) — археологический памятник, расположенный на юго-западе Франции, в регионе Дордонь, известный своими выдающимися доисторическими наскальными рисунками. Её открыли в 1940 году четверо подростков, случайно наткнувшихся на неё, и вскоре она стала известна как одна из наиболее значимых археологических находок эпохи позднего палеолита.

Главная особенность Ласко — хорошо сохранившиеся наскальные изображения, датируемые примерно 15 000 — 17 000 лет назад. Рисунки и гравюры на стенах пещеры показывают разных животных: быков, лошадей, бизонов и хищных зверей.

Ласко имеет огромное значение для понимания первобытного искусства и мировоззрения людей палеолита. Изображения в пещере могут быть связаны с ритуалами, обрядами или мифологией наших предков. Однако точное значение этих рисунков остаётся предметом споров среди археологов и антропологов.

Из-за большого притока посетителей в середине XX века пещера начала подвергаться разрушению из-за изменений влажности и роста плесени, вызванного углекислым газом. В 1963 году пещеру закрыли для посещений, чтобы сохранить уникальные произведения. Для туристов была создана точная копия пещеры, Ласко II, открытая в 1983 году.

Как открыли пещеру

Открытие пещеры Ласко — история удачной случайности. Вход обнаружил подросток Марсель Равида, когда его собака Робот обнюхивала яму, образовавшуюся после падения вырванного с корнем дерева. Эта яма оказалась входом в пещеру. Марсель позвал трёх своих друзей Жака Марсаля, Жоржа Аньеля и Симона Коенка, и они вместе отправились исследовать место.

Подростки сначала вспомнили местную легенду о туннеле, который, как утверждали старожилы, проходил под рекой Везер и вёл к замку Монтиньяк. Они подумали, что наконец-то нашли этот старый туннель, однако их ожидало совершенно другое открытие.

Мальчики, заинтересованные находкой, вернулись с масляной лампой, чтобы проникнуть в пещеру. Спустившись внутрь, они увидели огромные изображения животных на стенах. Открытие настолько их поразило, что они решили рассказать об этом местному учителю Леону Лавалю.

«Мы увидели животных, нарисованных на стенах и потолке пещеры, которые были намного больше их натуральной величины. Нам казалось, что каждое животное как будто двигалось».

Жак Марсаль — один из мальчиков, нашедших Ласко

Леон Лаваль, интересовавшийся археологией, сразу понял, что обнаружение пещеры Ласко — важная находка. Он знал, насколько ценные эти древние рисунки, и попросил мальчиков не трогать их, чтобы не повредить. Лаваль также понимал, что пещера должна быть защищена от возможного вандализма, и попросил подростков хранить открытие в секрете, пока специалисты не начнут исследование.

Мальчики последовали его совету и решили взять на себя задачу охраны пещеры. Они установили палатку рядом с входом и организовали дежурство, чтобы никто случайно не проник туда и не навредил древним изображениям.

Исследователи пещеры Ласко
Слева направо: Леон Лаваль, Марсель Равида, Жак Марсаль и Анри Брейль около входа в пещеру.

После открытия Ласко первым её профессиональным исследователем стал французский археолог Анри Брейль, который детально изучил рисунки и предложил их первоначальную интерпретацию. Брейль находился в регионе из-за немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны. В это время Дордонь, будучи относительно удалённым местом, стала убежищем для многих учёных и интеллектуалов.

Наскальные рисунки пещеры Ласко

Ласко — это пещерная система, состоящая из нескольких взаимосвязанных залов и галерей. Каждый зал имеет своё название, основанное на расположении и тематике изображений: «зал быков», «осевой проход», «пассаж», «неф», «кошачий лаз», «апсида», «шахта».

Чтобы создавать произведения, художники палеолита использовали чёрные красители из окиси марганца. Эти вещества применялись для создания тёмных, насыщенных элементов, таких как контуры тел животных. Жёлтые, оранжевые и красные пигменты добывали из окиси железа, чтобы придать рисункам яркие оттенки.

«Зал Быков»

Зал быков пещеры Ласко

Это самый знаменитый зал пещеры Ласко. Он получил своё название благодаря огромным изображениям быков, которые выделяются на его стенах на фоне других рисунков. «Зал Быков» демонстрирует высокий уровень мастерства художников палеолита. Огромные размеры и сложность, использование цвета, формы и рельефа пещеры, а также внимание к анатомическим деталям животных делают их одним из самых впечатляющих примеров доисторического искусства.

Интересной особенностью зала является то, что некоторые рисунки были созданы поверх других, возможно, разными художниками и в разное время. Исследователи предполагают, что в «Зале Быков» сначала были нарисованы лошади, а только потом появились изображения быков.

Последовательность рисунков в Ласко
Последовательность нанесения рисунков в Ласко

В «Зале Быков» изображены четыре крупных быка, которые занимают центральное место в композиции. Они нарисованы чёрным пигментом, а самый большой из них более 5 метров в длину.

Быки расположены так, что создаётся впечатление движения в пространстве. Их силуэты и анатомические детали передают мощь и силу животных. Вся композиция выглядит динамично: животные повёрнуты в разные стороны, но при этом кажется, что они бегут друг за другом, особенно в правой части рисунка. Бык, расположенный слева, бежит навстречу трём остальным.

Рисунки быков в пещере Ласко

В левой части композиции зала изображены несколько лошадей. Они добавляют ощущение движения и гармонию в сцену, так как тоже показаны в беге. Их тела очерчены плавными линиями, передающими их пластику, а внимание к формам головы, шеи и гриве указывает на попытку художников передать индивидуальные черты животных.

Лошади находятся внизу и слева от более крупных быков, что создаёт ощущение иерархии. Один из рисунков лошади находится в другой части композиции — между двумя быками в центре.

Композиция бегущих лошадей в Ласко

Левее лошадей есть загадочное существо, которое называют «единорогом», хотя у него два длинных прямых рога. Внешне он напоминает быка или лошадь, однако из-за необычной формы единорог не соответствует точно ни одному из известных животных. Некоторые исследователи предполагают, что художники могли стремиться передать не реальное, а мифологическое существо, наделённое особыми чертами.

Также древние художники могли создать фигуру единорога как символического существа, объединяющее в себе самые сильные черты различных животных. Например, мощь быка и скорость лошади.

Единорог в Ласко

На главной панели зала также есть олени. Эти фигуры часто остаются незамеченными из-за доминирующих образов быков и лошадей, однако рисунки оленей выполнены с высокой степенью детализации. У них длинные, изогнутые шеи, тонкие ноги и ветвистые рога. Позы оленей выглядят динамичными. Они расположены ниже на стене, между крупными фигурами быков, что создаёт эффект многослойности, словно они находятся на заднем плане сцены.

Олени в Ласко

«Осевой проход»

Осевой проход в пещере

«Осевой проход» в пещере Ласко содержит множество детализированных и сложных по исполнению рисунков. Одно из них — изображение «Большого чёрного быка» с мускулистым и мощным телом, крупными округлыми формами, подчёркивающими его силу. Художники добились глубины и объёма, используя плавные линии и рельеф стены, что придаёт изображению трёхмерность. Поверх рисунка быка видны силуэты других животных, которые выполнены в красноватых оттенках.

Олени в Ласко

В осевом проходе пещеры также находятся изображения лошадей. Они показаны в разных позах, но в основном все они отображают движение животных. По рисункам можно увидеть, с какой скоростью передвигается та или иная лошадь — бежит рысью или скачет галопом.

Наскальная живопись лошадей в пещере Ласко

Одна из лошадей нарисована вверх ногами, что может быть связано с реальной практикой охоты, которая происходила в этом районе. Охотники могли загонять животных к краю крутых склонов, заставляя их падать с обрывов.

Лошадь вверх ногами

Здесь же в Осевом проходе есть изображение «чёрной коровы», которая ещё известна как «прыгающая» или «падающая». Это одно из самых загадочных изображений в Ласко, так как животное показано в необычной и динамичной позе, которая действительно напоминает прыжок или падение. Кроме того, корова выполнена в технике, которую можно назвать зачатком объёмной перспективы. Голова животного находится ближе к зрителю, чем задняя часть тела, что создаёт впечатление глубины.

Точный смысл такой позы неизвестен, но исследователи предполагают, что она могла символизировать какую-то сцену или мифологический сюжет, связанный с охотой, борьбой, движением или изменением состояния животного. Такое изображение уникально для своего времени, ведь большинство других животных на росписях Ласко изображены в более статичных позах.

Поза коровы нарисована под необычным наклоном, словно падающая — как будто показывает момент утраты контроля, прыжок и падение с высоты, что можно интерпретировать как конец жизненного пути.

Под коровой расположен фриз маленьких лошадей. Среди них можно заметить несколько животных, выглядящих беременными. Этот фриз, возможно, символизирует жизнь, продолжение рода. Если падающая корова символизирует смерть, то лошади под ней — рождение и обновление, выражая идею непрерывного круговорота жизни.

Так, композиция «падающей коровы» и лошадей под ней отражает два противоположных, но взаимосвязанных состояния — смерть и жизнь. Возможно, художники стремились передать мысль о вечной смене этих состояний, где одно переходит в другое.

Падающая корова в Ласко

Помимо чёрной коровы в проходе есть рисунок красной коровы, у которой чёрная голова. Контраст головы с туловищем, возможно, также имеет символический смысл. В искусстве палеолита такие цветовые решения могли служить для передачи идей, связанных с переходом от телесного к духовному воплощению. Опять же это указывает на особое промежуточное состояние животного, словно оно существует между жизнью и смертью.

С одной стороны, животное могло символизировать добычу, то есть быть изображённым в мёртвом состоянии. С другой стороны, оно обретало новое значение в мире образов — продолжало жить, но в духовном мире. Этот приём мог служить способом почтить животное или символизировать его образ, обеспечивая его присутствие в мире людей.

Красная корова с чёрной головой

Ещё один рисунок из осевого прохода выполнен мощным чёрным силуэтом, – изображение мегалоцероса (гигантского оленя). Животное показано с большими рогами, которые имеют сложную форму и изгибы.

Под рисунком видны символы – прямоугольник и ряд точек. Точное их значение неизвестно. Эти символы могли использоваться для отслеживания времени, выражать мировоззренческие идеи или обозначать успешные охотничьи события.

Мегалоцерос в Ласко

«Неф»

Неф в пещере Ласко

Этот участок пещеры включает сцены с лошадьми, бизонами и оленями. Самое известное изображение нефа — чёрная корова, на копытах которой нарисованы разноцветные геометрические узоры. Исследователь пещеры Брейль считал, что эти узоры были своего рода «гербами». Также есть версии, что древние люди таким образом изображали охотничьи ловушки. Позади коровы нарисованы лошади, что добавляет ощущение пространства. Благодаря наличию нескольких планов — переднего и заднего — взгляд зрителя как будто уходит в горизонт.

Чёрная корова с гербами на копытах

На противоположной от коровы стене изображена группа оленей. Фигуры животных сделаны простыми линиями, при этом особое внимание уделено рогам. У каждого животного уникальные рога, а композиция обладает ритмом и последовательностью. Очевидно, что художники пытались передать движение стада, изображая животных один за другим в профиль. Глядя на вытянутые шеи и поднятые головы оленей, можно предположить, что они переплывают реку, чтобы перебраться на другую сторону.

Плавающие олени в Ласко

Рисунок, на который стоит обратить внимание в этой части Ласко, — изображение двух бизонов. Животные показаны в динамике: кажется, что один бизон выбегает из-за другого. Кроме того, создаётся впечатление, что бизоны как бы расступаются перед зрителем, открывая ему путь.

Два прислоняющихся друг к другу бизона

«Кошачий лаз»

«Кошачий лаз» — узкий проход в пещере, в котором также находятся рисунки и гравюры. Здесь есть бизоны, олени, лошади и львы. Главная композиция выглядит хаотичной по сравнению с изображениями в других залах Ласко. Фигуры расположены свободно, они могут пересекаться и накладываться друг на друга, создавая спонтанность.

Среди рисунков в общей композиции есть лошадь, нарисованная в фас, что необычно для древнего искусства, где чаще встречаются профили животных. На рисунке видны очертания морды лошади, её ноздри, глаза и грива.

Рисунки кошачьего лаза

«Шахта»

Человек с птичьей головой в Ласко

Рисунок в «Шахте» — один из самых загадочных и обсуждаемых в палеолитическом искусстве. Это сцена, в центре которой находится фигура человека с птичьей головой или маской, лежащего на спине рядом с бизоном и птицей на длинной палке. Слева от изображения человека и бизона рисунок носорога. Он будто отдаляется от основной сцены и как бы не участвует в ней.

Сцена значительно отличается от других композиций пещеры, поскольку здесь показана редкая для палеолита человеческая фигура, причём в окружении символических элементов. Человек лежит с раскинутыми руками, что может указывать на его смерть или серьёзное ранение. Бизон, рядом с которым находится человек, изображён с выпущенными внутренностями. В этой интерпретации сцена может показывать трагическую охоту, в которой охотник смертельно пострадал, но успел ранить животное.

бизон, носорог, человек и птичий жезл

Композиция может представлять не конкретное событие, а миф, понятный людям того времени. Сложности в сюжет добавляет жезл с птичьей головой. Возможно, это символ, связывающий эту сцену с идеей перехода в другой мир, так как в разных древних культурах и примитивных обществах птица часто выступала как психопомп — проводник душ в загробный мир или посредник между мирами живых и мёртвых.

В чём смысл наскальной живописи пещеры Ласко

Точная интерпретация смыслов пещерных рисунков Ласко и других пещер остаётся неизвестной. Несмотря на многочисленные исследования и гипотезы, учёные могут только предполагать о целях и значении пещерной живописи, основываясь на сравнительном анализе и знаниях о современных культурах. Тем не менее есть несколько основных гипотезы о значении этих изображений:

  • Привлечение удачи в охоте: самая популярная концепция, согласно которой первобытные люди создавали изображения животных. Нарисовав лошадь или бизона, охотники верили, что им повезёт во время охоты на него. Рисунок становился не просто образом, а средством, благодаря которому древний человек мог повлиять на реальность. В некоторых случаях животные изображались раненными, что символически означало успешную охоту.
  • Эстетическое самовыражение и накопление знаний: ещё одна гипотеза предполагает, что рисунки служили эстетическим или познавательным целям. Они были способом запечатлеть знания о животных, их анатомии, повадках и взаимодействиях. В этом случае искусство Ласко можно рассматривать как форму «документирования» окружающего мира, что было значимо для сохранения и передачи знаний.
  • Первобытное кино: многие исследователи предполагают, что в свете огня факелов рисунки в пещере создавали ощущение движения, превращая изображения в своеобразное первобытное кино или мультфильм. Художники часто использовали особенности рельефа, где естественные формы поверхностей дополняли композиции и усиливали ощущение объёмности. Когда факелы освещали изображения, свет и тени играли на их поверхности, вызывая иллюзию движения. Таким образом, искусство в пещерах могло не только изображать животных, но и становиться живым зрелищем.
  • Зарисовка мифологических историй: одна из наиболее современных гипотез. Художники могли использовать пещеры как своего рода святилища, а рисунки в них показывали сцены из первобытной мифологии. Некоторые росписи расположены таким образом, что образуют сцены, словно повествуя истории. Эти сцены рассказывали о мифологических сюжетах. Мерцающий свет факелов и акустика пещер усиливали восприятие изображений, создавая ощущение оживления фигур на стенах. Это добавляло ритуальной атмосферы и усиливало переживание тех, кто присутствовал в этом пространстве, делая его похожим на священное действие.